Общая характеристика психологической совместимости людей в семье
Страница 1

Психология » Психологическая совместимость людей в семье » Общая характеристика психологической совместимости людей в семье

Итак, мы можем сказать, что психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании-сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей. Психологическая совместимость партнеров – явление многоуровневое и многоаспектное, что подтверждается разнообразием исследований в данном ключе.

Обобщая, можно сказать, что в семейном взаимодействии совместимость включает в себя психофизиологическую совместимость; личностную совместимость, в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом); эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека); поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний); совместимость ценностей или духовную совместимость. Отмечается, что чем больше наблюдается совпадений по уровням совместимости, тем выше адаптация в супружеской паре.

Опыт работы различных специалистов с семьями показывает, что особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе консультативной и коррекционной работы.

Ценностная и психофизиологическая несовместимость не поддается или с большим трудом поддается коррекции.

Психофизиологическая и, в частности, сексуальная несовместимость способна привести к распаду брака. А рассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневных контактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и партнерских взаимоотношений. Здесь важно, с одной стороны, насколько различны оценочные критерии партнеров, а с другой – насколько индивидуальные критерии соответствуют общепризнанным.

Наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества партнеров и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом. При отсутствии этих умений нередко возникают конфликтные ситуации как личности или между партнерами. Важно учитывать и индивидуально-психологические особенности каждого из партнеров.

Рациональным и комплексным показателем индивидуальности может служить тип личности, наиболее распространенной причиной супружеских конфликтов, а также разводов является «несходство характеров», несовместимость партнеров.

Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений определяют несколько основных элементов [10]:

- эмоциональная сторона партнерских отношений, степень привязанности;

- сходство их представлений, видений себя, партнера, распределения ролей, представлений о социальном мире в целом;

- сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческих особенностей;

- сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;

- общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей партнеров.

Важным аспектом в семейной жизни является деятельность. Каждый член семьи имеет свой индивидуальный стиль деятельности, и этот показатель также является важным в оценке совместимости.

Индивидуальный стиль деятельности – это такая система приемов и способов действий, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. Индивидуальный стиль деятельности ярко проявляется в быту. Например, один из супругов выполняет домашние работы быстро, а другой – медленно. Об этом необходимо постоянно помнить и не стремиться «перевоспитать», «переделать» другого партнера, а приспособиться к свойствам его натуры, к его индивидуальному стилю деятельности.

Существенной чертой индивидуального стиля деятельности может быть ригидность – постоянная тенденция человека к сохранению в неизменности своих нравственных, эстетических, мировоззренческих и других взглядов, шаблонов и стереотипов поведения, особая закоренелость привычек, способов мышления, решения различных жизненных задач. Как бы антиподом такой важной черты может быть лабильность, подвижность, пластичность нервной системы человека, достаточная легкость в смене работы, места жительства, привычек, мнений и взглядов [10].

Одни из главных черт характера, от которых во многом зависит успех семейной жизни – это отношение к себе, самооценка и отношение к супругу. Человек, слишком хорошо оценивающий себя должен постоянно бороться, чтобы и другой его тоже оценивал. Он старается увеличить психологическую «дистанцию» между собой и другим, постоянно подчеркивает важность своих интересов, прав, обязанностей, возможностей. Такое поведение иногда становится обидным для других. Человек, низко ценящий себя, ту же самую психологическую дистанцию создает с другой стороны: он не может принять любовь другого, по его мнению, более значимого человека. Он начинает искать в этом человеке или недостатки или притворство. Таким образом, можно сделать такой практический вывод: можно прогнозировать, что брак будет удачен, если отношения супругов к самим себе положительны, если они реально оценивают свои достижения [11].

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Приложения
Таблица №1. Результаты исследования профессиональных интересов учащихся. Сфера искусства Сфера тех. интересов Сфера работы с людьми Сфера ум. труда Сфера физического труда Сфера материальных интересов 1 13 20 15 7 13 18 2 11 14 17 22 15 14 3 3 17 16 20 17 17 4 20 12 14 8 17 17 ...

Выводы
С помощью выстроенных графиков, проведенных клинических бесед и проведенных корреляционного и регрессионного анализов мы смогли подтвердить двинутые нами гипотезы: 1.Самооценка и уровень личностной тревожности связаны между собой, по таким шкалам как: реальное здоровье, реальное счастье, реальные социальные контакты, реальная и достижимая внешность, реальная общая оценка себя. Корреляционной ан ...

Переживание прошлых жизней
"Это явно тот самый вид опыта, который послужил основой для индуисткой веры в перевоплощение и закон кармы. Согласны этому верованию, каждый из нас переживает целую вереницу жизней, а наша нынешняя жизнь определяется достоинствами и недостатками предыдущих жизней и, в свою очередь, формирует нашу судьбу в последующих воплощениях. Разнообразные формы этой концепции существуют во всех великих ...