Общая характеристика психологической совместимости людей в семье
Страница 2

Психология » Психологическая совместимость людей в семье » Общая характеристика психологической совместимости людей в семье

Совместимость супругов основывается также на возможности совместного удовлетворения в браке ряда основных потребностей (общения, познания, материальных и ролевых потребностей). Наиболее значимы 5 потребностей:

- Потребность супругов в исполнении определенных ролей в семье: матери, отца; мужа, жены; хозяина, хозяйки; женщины, мужчины; главы семьи, большинство из которых является новыми для вступающих в брак. Одной из причин конфликтов семье служит расхождение представлений супругов об исполнении каждым из них семейных ролей.

- Потребность супругов в общении друг с другом и с друзьями.

а) брачные партнеры рассматриваются как совместимые или несовместимые по параметру общительность – замкнутость. Предполагается, что в случае ассиметрии этих качеств общительность одного из супругов может вступить в противоречие с аутизмом другого.

б) общение, как мы уже отмечали выше, выполняет в семье очень важную психотерапевтическую функцию. В общении, основанном на сопереживании, взаимном уважении, супруги находят поддержку своих поступков, настроений, чувств, переживаний, получают эмоциональную разрядку. И, напротив, взаимное отчуждение, дезорганизующее общение супругов, формирует у них чувство одиночества, незащищенности, взаимной неудовлетворенности, провоцируя семейные конфликты.

- Познавательные потребности супругов. Проводившиеся ранее исследования показали, что интеллектуальные ценности являются наиболее важными для супругов.

- Материальные потребности, включающие потребности в совместном приобретении необходимых семье материальных ценностей и в обеспечении благополучия. Предполагается, что эгоистические тенденции одного или нескольких супругов, проявляющиеся в стремлении максимально удовлетворить собственные материальные потребности в ущерб интересам другого партнера и всей семьи в целом, могут привести к возникновению конфликтов.

- Потребность в защите «Я - концепции» как совокупности образов «Я» обеспечивающих представление человека о самом себе как об известной целостности и определенности, которая возникает не только на основе восприятия индивида, но и как результат восприятия его другими людьми. Поскольку «Я-концепция» формируется, развивается и поддерживается в социальном взаимодействии, постольку для идентификации человека с самим собой, для поддержания целостности и ценности его личности крайне необходимо, чтобы собственное представление о себе совпадало с тем, что, по его мнению, думают о нем окружающие. Особенно важно в этом плане мнение значимых других, в соответствии с которыми человек ожидает и определенного отношения к себе окружающих, устойчивых проявлений в общении с ним, поддерживающих у него чувство своей определенности, значимости, важности. [6]

Таким образом, мы можем говорить, что психологическая совместимость людей в браке основывается в первую очередь на совместимости личных качеств, таких как характер, индивидуальный стиль деятельности, самооценка и оценка партнера и удовлетворение основных человеческих потребностей.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Исследование акцентуаций характера у младших школьников. Диагностика акцентуаций характера, типа личности
Распознание типа акцентуации представляет собой немаловажную практическую задачу. Тип указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать понятие декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации. Тем самым открываются перспективы для профилактической работы. Наиболее информативными методиками являются: тест акцентуаций характера “Чертова ...

Сказкотерапия как метод психологической помощи детям в ситуации развода родителей
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д. С ...

Комплекс педагогических условий предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций подростков
Определяя комплекс педагогических условий, мы основывались на том, что предмет исследования достаточно сложен, соответственно, предполагается многоаспектный характер цели предупреждения и преодоления асоциального поведения, достижение которой реализуется за счёт использования именно комплекса условий, методов воспитания и перевоспитания, методологических подходов, многоуровневого и целе- и разно ...