Анализ результатов исследования и их обсуждениеСтраница 3
Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы: экстернальной направленностью локуса контроля обладают 46,7% испытуемых, интернальной – 53,3% испытуемых.
Выраженной экстернальностью обладают 33,3% испытуемых; выраженной интернальностью – 26,7% испытуемых; усредненный показатель локуса контроля выявился у 40% испытуемых.
Для определения взаимосвязи локуса контроля и НПУ мы сопоставили показатели направленности локуса контроля с группами испытуемых, отличающихся разными уровнями нервно-психической устойчивости. Результаты приведены в таблице (см. Таблицу 5.)
Таблица 5
Усредненные показатели интернальности-экстернальности у разных групп НПУ
|
Хорошая НПУ |
Удовлетворительная НПУ |
Неудовлетворительная НПУ | |
|
Экстернальность |
57,3 |
45,9 |
46,3 |
|
Интернальность |
42,7 |
54,1 |
53,7 |
Приведенные результаты позволяют сделать следующие выводы:
В группе испытуемых с хорошей нервно-психической устойчивостью преобладают лица с завышенными показателями экстернальности (57,3). В группе испытуемых с удовлетворительной нервно-психической устойчивостью преобладают лица с завышенными показателями интернальности (54,1). В группе испытуемых с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью также преобладают лица с завышенными показателями интернальности (53,7), но у них показатели завышены в меньшей степени, чем у испытуемых с удовлетворительной нервно-психической устойчивостью.
Более подробная картина распределения показателей экстернальности-интернальности по группам испытуемых с разным уровнем нервно-психической устойчивости представлена на рисунке 2 (см. Приложение 2).
Результаты представленные в диаграмме, позволяют утверждать, что в группе лиц с хорошей нервно-психической устойчивостью показатели экстернальности несколько выше показателей экстернальности, чем у испытуемых с удовлетворительной нервно-психической устойчивостью и выше показателей экстернальности также у испытуемых с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью.
Однако корреляционный анализ, проведенный нами, позволил установить иную взаимосвязь между показателями локуса контроля и нервно-психической устойчивостью. Результаты корреляции представлены в приложении (см. Приложение 3, Таблица 6, 7.).
В приведенных таблицах корреляции между локус-контролем и нервно-психической устойчивостью отличаются тем, что в таблице 7 представлены корреляции, при расчете которых, не учитывались данные по испытуемому №9. Его результат был исключен, как атипичный (выброс). Хотя статистически обосновать, что данные испытуемого №9 являются выбросом мы не можем, потому что этот выброс недостаточно велик и формально не является выбросом. Но, если все же его устранить, что мы и сделали, то корреляция между показателями нервно-психической устойчивостью и величиной отклонения от среднего значения по шкале локус-контроля становится статистически значимой. (см. Приложение 3, Таблица 7.). Без удаления выброса эта корреляция оказывается не значимой. (см. Приложение 3, Таблица 6.).
Однако линейных корреляций между показателем локус-контроля и нервно-психической устойчивостью не наблюдается даже при удалении выброса.
На рисунке 3 (см. Приложение 4) видно, что нервно-психическая устойчивость тем выше, чем сильнее величина отклонения от среднего значения по шкале локус-контроля, т. е., чем более выражена у испытуемого либо экстернальность, либо интернальность.
На рисунке 4 (см. Приложение 4) видно, что у испытуемых с выраженными показателями экстернальности и интернальности (у экстерналов и интерналов) встречаются более высокие показатели нервно-психической устойчивости, чем у испытуемых с невыраженным локусом контроля. Неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость не встречается у лиц с невыраженным локусом контроля, т.е. все лица с невыраженным локусом контроля достаточно стрессоустойчивы.
Другое по теме:
Основные свойства внимания
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может оп ...
Формирование характера в ходе учебной деятельности
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Большое значение и ...
Профессиональное саморазвитие педагога как условие развития
личности педагога
Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образование ...


