Эмпирическое исследование влияния сюжетно-ролевой
игры на мотивацию дошкольников. Цели,
задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению
мотивации старших дошкольникоСтраница 2
На четвертом этапе - февраль 2009 г. полученные данные были подвергнуты обработке и анализу. Все полученные результаты исследования обобщены и систематизированы.
Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.
Разработана в 1988 году М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок, в 1993 году И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.
В основу методики положен принцип "персонификации" мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
После прочтения каждого абзаца перед ребёнком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
На основе полученных результатов выделяются мотивы:
Учебный: мотив, восходящий к познавательной потребности.
Социальный: широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения.
Отметка: мотив получения высокой отметки.
Игровой: мотив, неадекватно перенесённый в новую - учебную сферу.
Позиционный: мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими.
Внешний: "внешний" по отношению к учёбе (подчинению требованиям взрослых)
Исследование мотивационной готовности ребенка к школе.
(Диагностическая беседа).
Данная методика решает задачу выявления степени развития у шестилетних детей мотивационной готовности к школе. Мотивационный компонент в структуре психологической готовности, который предполагает сформированность мотивов учения, выделяет важность представления о себе как о будущем школьнике, принятие нового социального статуса и связанных с ними обязанностей. Данная методика включает в себя cледующие задачи:
определить у ребенка желание учиться, желание занять новую социальную позицию, адекватные представления о школе, о будущей учебной деятельности.
определить познавательную активность, познавательное отношение к окружающей действительности.
Данная методика имеет 4 блока заданий. Ответы на каждый блок анализируются. Устанавливаются 3 уровня мотивационной готовности: 1 - высокий, 2 - средний, 3 - низкий. Таким образом, мы получаем по 4 показателя и 1 общий балл. Первое задание включает в себя ответы испытуемого на вопросы, направленные на определение желания ребёнка учиться в школе и о его представлениях о школе (7-10 вопросов).
Второе задание: ребенку дается набор картинок игрового, бытового, учебного содержания. Ему предлагается выбрать самые интересные и пояснить свой выбор.
Третье задание включает в себя определение познавательного отношения к окружающему миру. Познавательную активность детей устанавливаем при помощи прочтения двух коротеньких рассказов и вопросов к ним.
Четвёртое задание: ребенку предлагается новая игра (дидактическая). При этом об игре ничего не говорится и не даётся никаких заданий. Поведение ребенка анализируется и определяется уровень мотивационной готовности.
Методика исследования уровня сформированности "внутренней позиции школьника". "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.)
Сформированность внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему "в тягость". Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная. Данная методика имеет тестовый материал из пяти вопросов с вариантами ответов. Далее варианты ответов анализируются в соответствие с суммарным баллом. И, в зависимости от полученного балла, определяется уровень сформированности внутренней позиции школьника: высокий - 1-й уровень, средний - 2-й уровень и 3-й - низкий уровень.
Другое по теме:
Поддержание
верности новообращенных
Деструктивные культы осознают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если только они не подвергаются интенсивной и постоянной программе поддержки. Поэтому много времени и усилий вкладывается в поддержание верности обращенных, путем использования тактик, подобных описанным ниже.
Убедить обращенного придерживаться сурового стиля жизни, который отражает культ ...
Ганс Айзенк и факторная теория типов
Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттелла по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедукт ...
Здоровье и танец. Методики и анализ танцетерапии
Техника арабского танца имеет много маленьких секретов. Один из них - выполнение всех элементов в состоянии неги. Хорошая танцовщица имеет текучую пластичность в теле. Каждым движением она лепит свое тело, как будто бы у нее нет костей, а вся она из глины. Овладение методом релаксации, умелое чередование напряжения и расслабления при выполнении связок из элементов приучают организм к длительным ...