Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения
Страница 1

Психология » Особенности проявления агрессивного поведения детей в старших группах детского сада » Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения

В целом анализ имеющейся литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что на сегодняшний день в психологии, в том числе и в сложившихся направлениях (фрейдизм, бихевиоризм и т.д.) отсутствует сколько бы то ни было, единое понимание термина “агрессия”.

Понятие “агрессия” используется для обозначения разнообразных видов и форм поведения, и разными авторами понимается неодинаково. Как наиболее приемлемые из распространенных в зарубежной психологии определений агрессий является определение Д.Креча, Р.Кратчфилда, Н.Ливсона которые агрессией называют любой вид поведения, приносящий вред другому (физический или моральный). К.Бютнер понимает под агрессией акты поведения “оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение”.

В.А. Ситаров и В.Г. Маралов агрессией считают: “'действия человека, характеризующиеся демонстрацией превосходства в силе или применение силы к другим людям, нанесение им ущерба”.

Отечественный психолог Н.А. Фурманов [21] понимает агрессию, как и многие зарубежные исследователи, расширительно, как любую активность и инициативность ребенка, считая ее, “неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности”. Он наряду с деструктивной агрессией признает существование и агрессии конструктивной, социально одобряемой и полагает, что “личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности и в “норме” она может оказываться качеством социально приемлемым и даже необходимым”.

Многие авторы разводят понятия агрессии, как специфической формы поведения и агрессии как свойства личности. В последнем случае речь идет об агрессивности как компоненте личностной структуры. В первом случае агрессия трактуется как процесс, имеющий свою функцию и организаций).

Рассмотрение агрессивности как черты личности тесно связано с признанием значения ее мотивации. Утверждение о мотивированности поведения человека (в том числе агрессивного) неоспоримо. Однако это не дает оснований для упрощенного понимания всех возможных мотивов агрессии как единого, универсального мотива (например, “намерение”, желание действовать агрессивно). В то же время, невозможно отрицать тот факт, что изучение мотивов агрессивного поведения представляет большой научный интерес и является настоятельной необходимостью.

Такие авторы как А.Бандура, А.Хевитт отмечают, что уже в раннем возрасте внешнее выражение отношения к окружающим людям в виде конкретных действий начинает регулироваться социальными нормами и правилами, представлениями о возможном наказании или ощущением превосходства “противника” и т.д. Вместе взятые, эти и другие условия общественной жизни ребенка приводят к существованию значительной области агрессивного поведение недоступного для непосредственного восприятия окружающих.

Отмечаются многочисленные попытки классификации агрессивных действий с позиции социальной нормативности и инициативности поведения субъекта. Так, Н.Д. Левитов считает существенным разделение агрессии инициативной и оборонной, а также выделяет общественно и этически оправданное агрессивное поведение (например, боевитость, социально одобряемая спортивная злость и т.д.).

В ряде работ были выделены “агрессивное поведение вне социального контекста” и “агрессивное поведение, направленное против социальных норм”.

Таким образом, возможны различные рабочие классификации видов агрессивных проявлений в зависимости от целей исследования и выбранного основания классификации. Справедливо мнение тех ученых, которые полагают, что вопрос выбора и определения агрессии и ее классификации очень сложен, поскольку агрессия представляет собой многостороннее явление.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Обращение в полного приверженца
Цель обращения в деструктивных культах заключается в том, чтобы вербуемый безусловно принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Длительность времени, требующегося на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые культы пытаются совершить полное обращение в течение интенсивного уикэнда; другие имеют более смягченный подхо ...

Исследование профессиональной мотивации у подростков. Характеристика выборки и методов исследования
Данное исследование проводилось в Лицее №3. В исследовании принимали участие учащиеся 9-10 классов, в количестве 48 человек. Методики: дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климовым (модификация Йовайши), опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности, тест «Эгоцентрические ассоциации». ...

Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами
Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность - переход от детства к взрослости. К подростковому возрасту относят школьников 11(12) - 15(16) лет. В это время протекает бурная физиологическая перестройка организма. ...