Психологическая готовность детей 5-6 лет к
школьному обучениюСтраница 3
Д.Б. Эльконин (1978г) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это сделает в игре в одиночку, и, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, то самостоятельно осуществить такой контроль ребенок не может. Д.Б. Эльконин говорит: "Функция контроля очень слаба, и часто требует поддержки со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функции здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения " [71стр.287]
Школьная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является звеном готовности к школьному обучению. По словам Д.Б. Эльконина готовность ребенка к школьному обучению предполагает "вращивание" правила, способность руководствоваться им самостоятельно. В проблеме "готовность" на первое место была поставлена сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Были выделены следующие параметры: умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания; умение самостоятельно выполнять требуемые задания зрительно воспринимаемому образцу. Фактически это - параметры произвольности.
По мнению Смирновой Е.О. [61], готовность ребенка к школе имеет составные компоненты, такие как личностная (мотивационная), интеллектуальная и волевая готовность. Она выделяет важным аспектом умственную готовность к школе умственную активность и познавательные интересы ребенка. Стремление что-то узнать, понять суть наблюдаемых явлений, решить умственную задачу. Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать, прямо связанная с игровой деятельностью или житейской ситуацией, могут быть существенным тормозом в их учебной деятельности. Учебное содержание и учебная задача должны быть не просто выделены и поняты ребенком, но и стать мотивом его собственной учебной деятельности. В данном случае, мы можем говорить об их усвоение и присвоение. Но здесь мы возвращаемся к вопросу о мотивационной готовности.
Мотивационная готовность имеет под собой стремление ребенка к новой социальной позиции школьника, движущие силы ребенка. Данная позиция была освещена в известных работах Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой и Л.С. Славиной [3,50] было показано, что к концу школьного детства стремление ребенка идти в школу побуждается широкими социальными мотивами и конкретизируется в его отношении к новому социальному "официальному" взрослому - к учителю. Фигура учителя для 6-7 летнего ребенка исключительно важна. Это первый взрослый, с которым ребенок вступает в общественные отношения опосредованные ролевыми позициями (учитель - ученик).
Интересный подход к понятию "готовности к школе" предложили в своей работе А.Л. Венгер и К.Н. Поливанов [6,7,8,] Важно отметить, что авторы, в качестве главного условия школьной готовности, рассматривается способность ребенка выделить для себя учебное содержание и отделить от фигуры взрослого. Авторы показывают, что дети данного возраста открывают для себя лишь внешнюю формальную сторону школьной жизни и стараются вести себя как школьники. Любое задание вплетено для него в ситуацию общения с учителем. И задача педагога представить ребенку учебный предмет, приобщить его к содержанию. Таким образом, личная готовность к школе должна включать в себя и широкие социальные мотивы и познавательные интересы к тому содержанию, что предлагает учитель. При этом Л.А. Венгер разработал методики диагностики готовности ребенка к школе и отмечал что, важно предъявлять серьезные требования к познавательной сфере ребенка. Он должен преодолеть свой эгоцентризм и научиться различать разные стороны действительности. Так же часто для определения готовности часто используют задачи Пиаже на сохранение количества, которые ясно и однозначно выявляют наличие или отсутствие познавательного эгоцентризма.
Другое по теме:
Высокий
6
12,4
-6,4
40,96
3,3
Суммы
31
31
0
c =11,2
В данном случае мы увидели, что при сопоставлении всех полученных эмпирических значений c критерия Пирсона (для низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию) с табличным (теоретическим) мы приняли гипотезу на 1%-ом уровне значимости для особенностей связи низкого уровня способ ...
Развитие неформальных организаций и их характеристика. Образование неформальных организаций
Формальная организация создается по воле руководства. Но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе предста ...
Протекание адаптационного периода у детей раннего возраста
Следует отметить, что проблема адаптации ребенка к ДОУ в раннем возрасте изучена явно недостаточно, имеющиеся в психологической литературе данные весьма немногочисленны, психологических исследований по этой теме очень мало. Эта ни чуть не менее значимая проблема, чем переход ребенка в школу и адаптации к ней, которая является предметом многочисленных исследований, остается без внимания психолого ...