Психологическая мысль в средние века
Страница 4

Психология » История развития психологии » Психологическая мысль в средние века

Фома же, отстаивая одну истину - религиозную, “нисходящую свыше”, считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство. Фоме и его сторонникам удалось расправиться с аверроистами в парижском университете. Но в Англии, в Оксфордском университете, концепция “двойственной истины” в дальнейшем восторжествовала, став идеологической предпосылкой успехов философии и естественных наук.

Иерархический шаблон Фома распространил и на описание душевной жизни, различные формы которой располагаются на ступенях своеобразной лестницы - от низшего к высшему. Каждое явление имеет свое место. Положены грани между всем существующим и однозначно определено, чему где быть. Так же на ступенях размещены души (растительная, животная, человеческая). Внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

Понятие об интроспекции, зародившееся у Плотина, превратилось в важнейший источник религиозного самоуглубления у Августина, вновь выступило как опора модернизированной и теологической психологии у Фомы. Работа души рисуется Фомой в виде следующей схемы: сперва она совершает акт познания - ей является образ объекта (ощущение или понятие), затем она осознает, что ею произведен сам этот акт, и, наконец, проделав обе операции, она “возвращается” к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность.

Перед нами, таким образом, замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру. Томизм превратил великого древнегреческого философа в столп богословия, в “Аристотеля с тонзурой”. (Тонзура - выбритое место на макушке - знак принадлежности к католическому духовенству.)

Номинализм В Англии, где социальные устои феодализма подрывались особенно энергично, против томистской концепции души выступил номинализм (от лат. “номен” - имя). Он возник в связи со спором о природе общих понятий (так называемых универсалий). Спор шел о том, существуют ли эти общие понятия самостоятельно, вне нашего мышления (подобно другим вещам), или они бестелесны, ибо эти понятия только имена, а реально познаются лишь индивидуальные вещи.

Самым энергичным образом проповедовал номинализм профессор Оксфордского университета У.Оккам (XIV век). Отвергая томизм и отстаивая учение о “двойственной истине” (из которого явствовало, что религиозные догматы не могут быть основаны на разуме), он призывал опираться на чувственный опыт, для ориентации в котором существуют только термины, имена, знаки.

Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека. К знакам как главным регуляторам душевной активности неоднократно обращались многие мыслители последующих веков, в том числе в XX веке.

Бритва Оккама Обращались они и к так называемой “бритве Оккама”, к его правилу, согласно которому “не следует умножать сущности без надобности”, иначе говоря, прибегать к объяснению каких-либо явлений многими силами или факторами, когда можно обойтись их меньшим числом. “Бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего”. К этой “бритве” впоследствии обратились психологи, чтобы утвердить своего рода “закон экономии”. (Изучая, например, поведение животных, не наделять их умом человека, если оно может быть объяснено более простым способом.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Механизм управления неформальными группами.
Механизм управления неформальными группами можно представить в виде определенного набора правил, которых необходимо придерживаться руководителю какой-либо организации. Основными из них являются:1. Признать существование неформальной организации.Одна из самых больших и распространенных трудностей, мешающая эффективному управлению неформальными группами и организациями, - это изначально невысокое м ...

Цель и задачи воспитательной работы с личным составом внутренних войск. Задачи офицера-воспитателя Вооруженных Сил России на современном этапе
Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ понимается совокупность ос­новных видов и направлений воспи­тания: государственно-патриоти­ческого, воинского, нравственного, правового, экономического, эстети­ческого, физического и экологическо­го. Содержание воспитательной работы в подразделениях и частях (на кораблях) Министерства обороны Российской Федерации формируется на основе ...

Занятие №6 «Природоведия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, воздушные шары по кол-ву детей в группе, фотоаппарат, яркие картинки с животными, насекомыми, растениями, ноутбук или другая техника для просмотра сделанных во время занятия фотографий. !!! (Во время всех упражнений психолог фотографирует детей с их предварительного согласия. В конце занятии все вместе их смотрят, желательно на бол ...