Предмет психологииСтраница 4
Постановлением ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов” (1936) педология была объявлена “псевдонаукой” и прекратила свое существование. Результатом разгрома педологии явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая “бездетность” педагогики).
Положение, в котором оказалась психология, может быть иллюстрировано выдержкой из книжки, опубликованной в том же 1936 г. одним партийным функционером:
Некоторые профессора психологии не прочь сейчас выступить с прожектами" преподавания в педагогических учебных заведениях вместо педологии таких отдельных курсов, как "детская психология", педагогическая психология", "школьная психология" и т.д. и т.п. По нашему мнению, сейчас не имеется никакой необходимости заниматься разработкой каких-то "новых" особых курсов, которые заменили бы прежнюю универсальную" науку о детях - педологию . Создавать . новые, какие-то особые курсы детской психологии, педагогической психологии, школьной психологии и т.д. означало бы идти назад путем восстановления "педологии" только под иным названием”.
Предупреждение было недвусмысленным и по тем временам чреватым тяжкими последствиями - психология оказалась “кастрированной”, в учебниках для педвузов тех лет авторы явно стремились не допустить проникновения в умы будущих учителей “детской”, “педагогической”, “школьной” психологии, чтобы избежать обвинения в попытках “восстановить” педологию. Студенты педвуза еще очень долго получали фактически выхолощенные психологические знания. Обвинения в педологических ошибках постоянно нависали над психологами.
В настоящее время связи психологии и педагогики приобретают особый характер. На протяжении ряда лет эти связи были фактически во многом внешним приспособлением психологии к существующей педагогике и внешним учетом педагогикой “готовых данных” психологии. Например, задачей психологии нередко считалось “психологическое обоснование” уже сложившихся и упрочившихся педагогических приемов и положений, их улучшение, совершенствование, а педагогика зачастую исходила из некоторых, по существу догматически понятых, “психологических формул” (например, из утверждения о том, что мышление младшего школьника якобы лишено абстрактности, а только и исключительно конкретно).
В настоящее время задачи развития личности в условиях значительного ускорения научно-технического прогресса и уже достигнутые успехи в развитии конкретных психологических исследований позволяют по-новому понять возможности психологии и ее участие в процессе обучения и воспитания школьников. Психологи формулируют задачи, которые стоят перед психологической наукой и от решения которых зависит успешность осуществления важнейших педагогических проблем.
П е р в а я з а д а ч а предполагает такое построение психологических исследований, которое не столько направлено на обоснование готового и утвердившегося (содержание методов и приемов обучения и воспитания), сколько опережает устоявшуюся педагогическую практику, прокладывает для нее новые пути, обеспечивает широкий поиск нового в деле обучения и воспитания.
Вторая задача, вытекающая из первой, обусловлена требованиями, которые предъявляет педагогике научно-технический прогресс. Масса информации, обязательной для усвоения, возрастает с большой скоростью. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда становится ясно, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. На первый план выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы учащемуся самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали бы человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.
Народное образование ставит перед психологией многие актуальные задачи: определить общие закономерности развития психики в онтогенезе; дать психологическую характеристику деятельности и личности человека на каждом возрастном этапе; выяснить психологические механизмы усвоения человеком общественного опыта, система- тизированного в основах наук; выявить психологические основы формирования личности человека в процессе обучения и воспитания, раскрыть взаимосвязь воспитания и психического развития человека, изучить соотношение между возрастными и индивидуальными особенностями людей; установить психологические причины отклонений в психическом развитии отдельных людей от общего хода развития и разработать методы диагностики этих отклонений.
Другое по теме:
Этические аспекты прекращения психотерапии
Психолог прекращает работу с клиентом, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах.
Психолог обязан заранее информировать клиента о прекращении или перерывах в работе. Перед прекращением терапии психолога выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по завершению работы.
Если продолжение работы психолога невозможно вследствие непреодолимых ...
Внешнее выражение эмоций,
эмоциональные реакции
Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность.
Рассматривая деятельность головного мозга, мы обращали внимание на то, что от каждого воспринятого раздражения в кору больших полушарий приходит два потока импульсов. Один идет прямо в корковую часть соответствующего анализатора, где выясняется, что мы ощущаем и воспринимаем; второй, проходящий через рети ...
Основные типы конфликтов.
Существуют два основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный (хотя некоторые авторы увеличивают это число до четырех, шести и более). Необходимо четко различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано.
Внутриличностный конфликт
- состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами ег ...