Развитие памяти у старших дошкольников с нарушением зрения на занятиях предметно-практического блока
Страница 1

Психология » Особенности развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста » Развитие памяти у старших дошкольников с нарушением зрения на занятиях предметно-практического блока

Для эффективного развития памяти у старших дошкольников с амблиопией и косоглазием нами был разработан алгоритм общей структуры занятий:

· мотивационный игровой момент. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также непосредственное развитие памяти (Приложение 2);

· планирование последовательности предстоящей работы, способов деятельности. При этом используется алгоритм анализа объекта. Разработанный алгоритм предусматривает следующие последовательные этапы:

– восприятие объекта в целом;

– обследование с анализом (определение формы объекта, выделение крупных частей, затем – более мелких);

– определение строения объекта – соотношение крупных и мелких частей, основных и второстепенных;

– выделение цвета объекта;

– расположение объекта в пространстве;

– определение названия объекта.

· после совместного (а позже самостоятельного) предварительного планирования образец убирался, и детям предлагалось выполнить непосредственные предметно-практические действия: лепка, рисование, аппликация или конструирование реального объекта (1 этап), плоскостного изображения объекта (2 этап), по словесному описанию, отражающему характерные особенности объекта (3 этап);

· закрепляющая беседа – дети побуждаются к речевому отчету о содержании, последовательности, способах выполнения работы. Экспериментатор дает конструктивную оценку предметно-практическим действиям, отмечая их положительные и отрицательные стороны.

В конце занятия проводился подробный анализ полученной поделки, аналогичный анализу реального объекта, а также сравнение с реальным объектом, плоскостным изображением или словесным описанием.

Основной формой организации занятия являлась фронтальная работа педагога со всей группой. Занятия проводились в первой половине дня. Предварительно из поля зрения убирались все отвлекающие ребенка предметы, подбиралась удобная мебель, проверялось наличие достаточного освещения, проветривалось помещение. Создавалась спокойная, доброжелательная обстановка.

Роль экспериментатора заключалась в подготовке необходимых для работы материалов и инструментов, а также организации деятельности детей на занятиях: объяснение темы и целей занятия; демонстрация образцов и способов выполнения работы; последовательное предъявление инструкций по ходу изготовления поделки; оказание помощи; побуждение к отчету о выполнении работы; постановка вопросов и предъявление образца правильного ответа; оценка детских работ.

В процессе коррекционно-развивающей работы, на занятиях нами были использованы следующие приемы активизации мнемических процессов у старших дошкольников с нарушением зрения:

– рациональное восприятие информации. Ясное и четкое формулирование познавательных целей, выбор существенной информацию, определение затем, какая информация может оказать решающее воздействие на достижение цели, концентрирование внимания на восприятии этой информации; всестороннее и интенсивное использование анализаторов. Во всех случаях, когда это целесообразно, стараться использовать для восприятия информации в первую очередь доминирующий анализатор – зрение или слух. Проговаривание текста инструкции, стараясь придать ему эмоциональную окраску и определенный ритм. Там, где целесообразно, попытайтесь использовать анализаторы запаха, вкуса и осязания. Создание интереса, использование имеющихся знаний у ребенка. Пытаться сделать информацию, которую надо запомнить максимально интересной.

– правильная концентрация внимания. Развитие внимания к существенному. Направление внимания на изучаемый предмет и попытка выделить в нем все новые стороны, аспекты, признаки, черты, свойства и связи. Следить, чтобы внимание было направлено только на изучаемый предмет и не допускать его переключения на другие предметы. Не закреплять несущественную информацию. Информацию, воспринятую, но не существенную для постижения изучаемого предмета, не следует закреплять, т. е. она не должна ни запечатлеваться, ни повторяться в памяти. Отбрасывать несущественную информацию. Воспринятую несущественную информацию необходимо сразу же (в течение 20 секунд) вытеснять путем восприятия новой (лучше – существенной) информации и таким образом отбрасывать.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Экспериментальное исследование вич-инфицированных на базе ГЦПиБ со СПИДом. Цели, задачи, методика исследования
Первым этапом опытно-экспериментального исследования социально-психологической помощи больным СПИДом являлся контент-анализ. При исследовании за основу были взяты методики В.Б. Шапаря. Методика констатирующего этапа эксперимента включала в себя метод наблюдения, анализ диагностических данных, анализ документации центра ГЦПиБ со СПИДом. Исследование проводилось в отделении Городского центра по ...

Борьба с рассеянностью
Учителю надо различать три вида рассеянности учащихся. Ученик может не слушать объяснений учителя, отвечать невпопад на его вопросы не потому, что невнимателен вообще, а потому что его внимание занять другим, например мыслями о том, что сейчас делается дома. Другого рода рассеянность характеризуется тем, что учащийся очень вял и не на чем не может сосредоточиться. Наконец у школьника может быть ...

Принципы построения патопсихологического исследования
Проблема метода в науке не проста и не односложна. С одной стороны, применяемые методы исследования зависят от уровня развития науки, от тех принципиальных положений, теоретических, методологических установок, на которых данная область знаний базируется. Само развитие той или иной области знаний зависит в известной мере от применяемых методов исследования. С другой стороны, экспериментальное исс ...