Теоретические основы исследования и развития памяти у детей с нарушением
зрения старшего дошкольного возраста. Теоретический подход
к отбору методик констатирующего этапа экспериментаСтраница 1
Целью констатирующего эксперимента исследования стало выявление особенностей развития зрительной памяти и протекания мнемических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, воспитывающихся в условиях детских дошкольных учреждений.
Цель была конкретизирована следующими задачами:
– подобрать и адаптировать методики по диагностике уровня развития зрительной памяти и протекания мнемических процессов у детей с нарушением зрения;
– создать необходимые условия для обследования;
– осуществить исследование уровня развития зрительной памяти у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста;
– провести качественный и количественный анализ результатов;
– наметить план коррекционно-развивающей работы.
Методика проведения обследования была построена с учетом анализа содержания разделов «Программы специального (коррекционного) образовательного учреждения IV вида – (сад)» под редакцией Л.И. Плаксиной и «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (1987).
Эксперимент проводился на базе подготовительных групп МДОУ № 125 – детского сада комбинированного вида г. Тулы. В исследовании приняли участие дети в возрасте 6-7 лет, имеющие сходный диагноз (косоглазие и амблиопия) и остроту зрения (в пределах от 0,8 до 0,2 на лучше видящем глазу). Все дети с нормальным интеллектуальным развитием.
Выбор данной категории детей обусловлен тем, что современное развитие тифлопсихологических и тифлопедагогических знаний осуществляется не только в направлении глубокого изучения тотального дефекта, но и в расширении понятия зрительного дефекта за счет дифференциации детей с частичным поражением зрительного анализатора. В настоящее время дети с амблиопией и косоглазием составляют самую многочисленную и постоянно пополняющуюся группу старших дошкольников с нарушением зрения (Э. С. Аветисов, 1993; Л. А. Григорян, 1994; Л. И. Плаксина, 1998, Е. В. Замашнюк, 2005).
Отобранные методики были разработаны для детей, имеющих нормальное зрение, поэтому необходимо было адаптировать стимульный материал, используемый для поведения методик.
В учебно-методическом пособии Л. П. Григорьевой и С. В. Сташевского показан ряд психофизиологических требований к проведению занятий по развитию зрительного восприятия, которые необходимо соблюдать также и при диагностировании детей, имеющих зрительную недостаточность. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60-100%. Отрицательный контраст предпочтительнее дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые на черном. Дети также лучше воспринимают заполненные фигуры по сравнению с контурными [13].
При создании специальных стимульных материалов для детей с нарушениями зрения учитывались принципы построения, унификации реконструкции изображений, выделенные В. П. Ермаковым [20].
При построении стимульного материала с целью обследования детей с нарушениями зрения необходимо было обратить внимание на несколько положений, которые должны учитываться психологом при выборе и адаптации методик для нормально видящих детей: это соблюдение в изображениях пропорциональности соотношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов; соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80-95%); более четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов и др.
Величина предъявляемых объектов была определена в зависимости от двух факторов – возраста и зрительных возможностей. Требования возраста такие же, как и для детей с нормальным зрением. Зрительные возможности определялись совместно с врачом-офтальмологом, в зависимости от характера зрительной патологии. Однако предъявление стимульного материала осуществлялось с расстояния не более чем 30-33 см от глаз ребенка.
Размер перцептивного поля предъявляемых рисунков составлял от 0,5 до 50 градусов. Угловые размеры изображений – в пределах 3-35 градусов. Расстояние о глаз определялось для каждого ребенка индивидуально (20-30 см). Картинки предъявлялись под углом от 5 до 45 градусов относительно линии взора [60].
Что касается сложности фона, то для детей дошкольного возраста с нарушением зрения фон был разгружен от лишних деталей, не входящих в замысел задания, иначе бы возникли затруднения в опознании его качеств в соответствии с заданием. В цветовой гамме использовались желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Насыщенность цвета – до 0,8-1,0 [13].
Во время собеседования с ребенком устанавливался дружелюбный непринужденный контакт. Все задания предлагались детям как игры. Атмосфера игры помогала ребятам расслабиться, уменьшала стрессовую ситуацию. Если ребенок был встревожен, боялся отвечать, то со стороны экспериментатора была эмоциональная поддержка (обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми). При психологическом исследовании соблюдались общие правила диагностики [17]:
Другое по теме:
Групповая динамика в СПТ
Описанием стадий развития групп занимались целый ряд исследователей, и из этих описаний явствует, что, несмотря на специфичность содержания деятельности отдельных групп, которое значительно различается, направление и процесс развития очень похожи. Другими словами, несмотря на природу группы и теоретическую ориентацию ведущего, имеются некоторые общие тенденции, которые становятся очевидными в бо ...
Методологические подходы и принципы исследования
Методология
– формулировка систематических и логически-последовательных методов поиска знания. Фактически процедуры, используемые в конкретном исследовании.
Методика
– довольно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели.
Метод
– способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме.[21]
Наука, прежде всего ...
Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения
На огромную роль памяти при различных нарушениях зрения указывают В. П. Ермаков и Г. А. Якунин (2000). Это объясняется тем фактом, что слепой и слабовидящий должны запоминать столько же, сколько и зрячий. Слепые и слабовидящие дети, по их мнению, испытывают известные трудности при осуществлении основных процессов памяти, хотя развитие их памяти происходит по общим с нормой закономерностям. Долго ...