Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с
нарушением зренияСтраница 2
Нарушения функций зрения, затрудняя, ограничивая, либо полностью исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются на представлениях и на образах памяти, так как того, чего не было в восприятии, не может быть в представлении и памяти. Таким образом, первой характерной особенностью памяти слепых и слабовидящих является резкое сужение ее образов за счет полного или частичного выпадения и редуцирования зрительных образов.
Сокращение количества образов памяти частично компенсируется благодаря работе сохранных анализаторов, т. е. увеличением количества представлений других видов, и главным образом, осязательных, но не может быть возмещено полностью, так как нарушения или отсутствие возможности визуально, дистантно воспринимать явления и предметы внешнего мира делает недоступным для восприятия слепых и слабовидящих целый ряд объектов, что, впрочем, также частично может быть компенсировано использованием в процессе обучения моделей, макетов, рисунков и т. п. [12]
Помимо сокращения количества образов памяти у слепых и слабовидящих, они отличаются и качественно. Характерными особенностями памяти и представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм.
Эти особенности, отмечавшиеся еще А. А. Крогиусом, В. И. Рудневым, А. И. Скребицким и другими тифлологами, проявляются у лиц с дефектами зрения в различной степени в зависимости от состояния зрительного анализатора, главным образом, остроты зрения и поля зрения, а также ряда других факторов знаний, опыта, характера деятельности, условий обучения и воспитания и пр., влияющих на образы памяти слепых и слабовидящих в той же степени, что и на образы памяти нормально видящих.
Л.И. Плаксина отмечает, что фрагментарность зрительных представлений частично зрячих и слабовидящих и осязательных у незрячих проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ не полон, лишен целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту. Фрагментарность представлений лиц с дефектами зрения отчетливо проявляется при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделирования, а также при узнавании объектов.
В репродуцированных представлениях у слепых и слабовидящих зачастую отсутствуют весьма важные, а иногда и наиболее существенные детали. В отличие от фрагментарности представлений нормально видящих, которая свидетельствует в ряде случаев, как это показал П. П. Блонский (1932), о высоком уровне обобщенности образов и выделении наиболее существенных деталей, фрагментарность представлений слепых и слабовидящих является результатом недостаточно полного чувственного знания о предмете. Неполное и неточное отображение предметов ведет к снижению уровня обобщенности, выделению несущественных признаков. Например, в образе лисы для незрячего ребенка наиболее важной деталью является пушистый хвост, а в образе зайца – короткий хвост. Подобная фрагментарность и недостаточная обобщенность являются причиной несоответствия образа оригиналу. Неадекватность образов отчетливо проявляется при повторном восприятии объектов в процессе узнавания. Так незрячий дошкольник может спутать белку и лису или зайца и медведя на том основании, что у первой пары хвосты пушистые, а у второй короткие. [6]
Л. И. Плаксина (1998) отмечает, что в основе фрагментарности образов слепых и слабовидящих лежит сукцессивность, последовательность осязательного или дефектного зрительного (особенно при сильном сужении поля зрения и поля обзора, возникающего вследствие снижения остроты зрения) восприятия. Сукцессивность и фрагментарность восприятия в значительной мере преодолеваются благодаря работе мышления, а также развитию навыков осязательного и зрительного обследования объектов. Возможна также фрагментарность представлений и при симультанном зрительном восприятии как следствие тяжелых поражений зрительного анализатора. [53]
Схематизм, так же как фрагментарность, возникает в результате недостаточно полного осязательного или зрительного отражения. Схематизм особенно отчетливо проявляется при репродуцировании образов, бедных деталями и поэтому слабо дифференцированных. Так, слепые и слабовидящие не только при представлении, но и при восприятии не могут установить различие между птицами или животными одного вида, зерновыми растениями и т. п., отмечая лишь наличие головы, туловища, крыльев и двух ног у птиц, колоса и стебля у растений, головы, туловища и четырех ног у животных.
Другое по теме:
Индивидуально-психологические особенности и
зависимость от них профессионализма психологов
На формирование личности профессионала влияют не только способности и мотивация. На него влияет целый спектр индивидуальных психологических особенностей, начиная с типа высшей нервной деятельности, темперамента человека и заканчивая его личностными качествами.
Именно рассмотрению некоторых личностных качеств, необходимых психологу-профессионалу, нам и хотелось бы посвятить нашу работу.
Мы счит ...
Описание полученных результатов
В результате, исследуя мотивационную готовность детей экспериментальной группы "Солнышко", в декабре и в феврале (после формирующего эксперимента), мы получили следующие данные: представленные в таблицах № 1, 2, 3, 4 (см. Приложение 2), таблицах №1,2 и рис. №1,2,3.
Таблица 1. Мотивационная готовность экспериментальной группы,
декабрь 2008 г.
№
Мотивы
Количество испытуемых ...
В.О.Ключевский: Роль природного окружения в формировании и отборе
психологических черт личности
Влияние окружающей природы на восприятие, понимание отмечал еще русский историк В. О. Ключевский. Он видел в среднерусском ландшафте источник своеобразия русского национального характера. В. О. Ключевский выделял значения образов леса, степи и реки в русской культуре и их роль в формировании психологичеких черт личности (степь олицетворяла широту натуры, река воспитывала порядок и умение совмест ...


