Психологические подходы к понятию мотивации спортивной деятельности
Страница 6

Психология » Анализ характера взаимосвязи самореализации личности в спорте и мотивации спортивной деятельности » Психологические подходы к понятию мотивации спортивной деятельности

а) развитие здорового спортивного честолюбия;

б) развитие максималистских установок;

в) афиширование успехов в печати, по радио, телевидению.

3. По видам возможных поощрений:

а) сборы, соревнования, поездки;

б) грамоты, значки, звания;

в) призы, спортивная форма, питание;

г) улучшение жилищных условий;

д) материальная помощь.

4. По видам совместных мероприятий для развития традиций команды:

а) контакты, встречи вне тренировок;

б) разучивание и использование песен, речитативов, ритуальных действий;

в) принятие коллективных решений.

5. По способам придания эмоциональности тренировочным занятиям:

а) спарринг-партнерство;

б) игры;

в) музыка;

г) методическое разнообразие.

6. По особенностям, присущим личности тренера:

а) оптимизм;

б) энтузиазм (фанатизм);

в) умение общаться в быту, в трудных условиях, во время тренировочных соревнований;

г) умение подавать положительный пример;

д) вера в учеников;

е) требовательно - уважительное отношение к спортсменам [9].

Американский психолог Б. Дж. Кретти среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:

1) стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха - это один из сильнейших мотивов спортивной деятельности;

2) стремление к совершенству;

3) повышение социального статуса;

4) потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;

5) получение материальных поощрений [23].

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. выделяют следующие мотивы спортивной деятельности [7]:

I. Непосредственные мотивы спортивной деятельности

1.потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;

2.потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;

3.стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;

4.стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;

5.потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.

II. Опосредованные мотивы спортивной деятельности

1.стремление стать сильным, здоровым;

2.стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;

3.чувство долга;

4.потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.

Мотивы спортивной деятельности отличаются динамичностью проявлений. Действительно, в процессе длительных занятий спортом у одного и того же спортсмена наблюдается закономерная смена мотивов. А.Ц. Пуни на основании научно-практических исследований мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих к занятиям спортом [35].

Начальная стадия занятия спортом. В этот период предпринимаются первые попытки включиться в спортивную деятельность. Побуждающие мотивы:

1) характеризуются диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним, а несколькими видами спорта);

2) имеют непосредственный характер (занятия спортом нравятся, главная движущая сила – любовь к физической культуре);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Результаты и их обсуждение
Интересным результатом нашего исследования явился характер связи между эмоциональными процессами и направлением и типом реагирования личности в ситуации межличностного конфликта. Выбор методики Розенцвейга представляется весьма удачным, так как затруднительно моделировать действительный конфликт или опрашивать испытуемых на месте «накала страстей». В методике Розенцвейга испытуемому предлагается ...

Общие закономерности влияния музыки на организм человека. Общее представление о звуке
Начнём с того, что звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества. Уже с незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы. Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. На основании врождённого и приобретённого опыта, чел ...

Причины формирования и проявления гиперактивного поведения
Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч больных, однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. Белые пятна еще остаются. Но врачи и в Европе, и в Америке, и в России работают над решением проблемы, работают успешно, и многие причины уже можно назвать. Существуют различн ...