Психологические подходы к понятию мотивации спортивной деятельностиСтраница 6
а) развитие здорового спортивного честолюбия;
б) развитие максималистских установок;
в) афиширование успехов в печати, по радио, телевидению.
3. По видам возможных поощрений:
а) сборы, соревнования, поездки;
б) грамоты, значки, звания;
в) призы, спортивная форма, питание;
г) улучшение жилищных условий;
д) материальная помощь.
4. По видам совместных мероприятий для развития традиций команды:
а) контакты, встречи вне тренировок;
б) разучивание и использование песен, речитативов, ритуальных действий;
в) принятие коллективных решений.
5. По способам придания эмоциональности тренировочным занятиям:
а) спарринг-партнерство;
б) игры;
в) музыка;
г) методическое разнообразие.
6. По особенностям, присущим личности тренера:
а) оптимизм;
б) энтузиазм (фанатизм);
в) умение общаться в быту, в трудных условиях, во время тренировочных соревнований;
г) умение подавать положительный пример;
д) вера в учеников;
е) требовательно - уважительное отношение к спортсменам [9].
Американский психолог Б. Дж. Кретти среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:
1) стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха - это один из сильнейших мотивов спортивной деятельности;
2) стремление к совершенству;
3) повышение социального статуса;
4) потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;
5) получение материальных поощрений [23].
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. выделяют следующие мотивы спортивной деятельности [7]:
I. Непосредственные мотивы спортивной деятельности
1.потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;
2.потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;
3.стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;
4.стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;
5.потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе.
II. Опосредованные мотивы спортивной деятельности
1.стремление стать сильным, здоровым;
2.стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;
3.чувство долга;
4.потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.
Мотивы спортивной деятельности отличаются динамичностью проявлений. Действительно, в процессе длительных занятий спортом у одного и того же спортсмена наблюдается закономерная смена мотивов. А.Ц. Пуни на основании научно-практических исследований мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих к занятиям спортом [35].
Начальная стадия занятия спортом. В этот период предпринимаются первые попытки включиться в спортивную деятельность. Побуждающие мотивы:
1) характеризуются диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним, а несколькими видами спорта);
2) имеют непосредственный характер (занятия спортом нравятся, главная движущая сила – любовь к физической культуре);
Другое по теме:
Результаты исследования. Результаты анкетирования
Таким образом, выборка состоит из молодых людей в возрасте от 15 и до 33 лет, преимущественно учащихся ВУЗов, но представлены также и школьники и только работающие. Представлены как новички, так и люди имеющие стаж в РД до 7 лет. Выявлены люди с минимальной степенью вовлеченности в РД, так и с максимальной (поглощение обыденной жизни ролевой), люди, самых различных специальностей – гуманитарных ...
Результаты изучения психосоциальной зрелости детей, поступающих в первый
класс
Результаты анализа ответов детей в процессе беседы, оценивающей психосоциальную зрелость детей, позволили получить сведения об общих представлениях ребёнка, о его способностях ориентироваться в простых жизненных ситуациях, о положении в семье. Представим полученные данные в виде таблицы.
Таблица 5
Результаты оценки психосоциальной зрелости испытуемых
№ п\п
Группа «А»
(гиперактивные ...
Теории и традиции социальной геронтологии. Общая
характеристика позднего периода жизни
Отсутствие генетического подхода к изучению психологии взрослых людей до недавнего времени тормозило исследование возрастной изменчивости. Взрослый человек рассматривался, по определению Э.Клапареда, в состоянии «психической окаменелости». Считалось, что если по какой-либо причине процесс психического развития не завершился в детстве и юности, то с наступлением зрелости человеку трудно рассчитыв ...


