Психологические подходы к понятию мотивации спортивной деятельности
Страница 1

Психология » Анализ характера взаимосвязи самореализации личности в спорте и мотивации спортивной деятельности » Психологические подходы к понятию мотивации спортивной деятельности

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Впервые термин "мотивация" употребил в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В.К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность» [39].

Из анализа литературных источников, посвященных данной проблеме, следует, что особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Блок мотивации образуют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности. Потребность, или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения. Как показывают исследования ученых, любая потребность может быть удовлетворена разными способами. Человек может выбрать любой способ из тех, которые он знает, но реально сфера его выбора лимитирована конкретными условиями жизни. Иногда сами жизненные обстоятельства подталкивают к выбору определенного пути. И тогда выбор происходит как бы сам собой, без ясного осознания процесса. Часто именно так, спонтанно, происходит выбор спортивной деятельности как способа удовлетворения сначала, может быть, только одной, а затем - целого комплекса потребностей. Г.Д. Горбунов включает в этот комплекс следующие потребности: потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации рефлексов цели и свободы (по И.П. Павлову), потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях и др.

Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры.

Мотивация спортивной деятельности определяется Р.А. Пилояном [31] как « .особое состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата». Мотивация влияет на характер всех процессов спортивной деятельности (реакция на нагрузку, восстановление, усвоение нового, воля и многое другое). Важной особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на соревновательный результат.

Многие авторы пытались упорядочить разнообразные мотивы занятий спортом, классифицировать их на основе разных критериев.

Таблица 1

Классификация мотивов спортивной деятельности по Н.Б. Стамбуловой

По направленности на процесс или результат деятельности

По степени устойчивости

По связи с целями спортивной деятельности

По месту в системе “Другие Я”

По доминирующей установке

Процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.)

Ситуативные (кратковременные, проходящие)

Смыслообразующие (прямо связанные с целью)

Индивидуальные (мотивы личного самоутверждения)

Мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путем риска)

Результативные мотивы (ожидание награды, позитивные соц. последствия победы и т. п.)

Устойчивые (долговременные, часто многолетние)

Стимулы (побуждающие к деятельности, например материальные стимулы)

Групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.)

Мотивация избегания неудачи

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Воспитание как часть педагогического процесса
Обучение - один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка. Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основной элемент социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку ...

Ведущие задачи психологического вмешательства при ДП
формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровлении; стимулирование личностных изменении; коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения; создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления. Процесс выполнения заданий часто прерывался вопросами о предполагаемой отметке. Получив положительную оценку (в эксперименте ставились тол ...

Обсуждение результатов исследования
Для подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы, необходимо проанализировать проведенное исследование. 1 этап. Выявление предпочитаемых сфер профессиональной деятельности учащихся. Абсолютные результаты исследования профессиональных предпочтений учащихся представлены в таблице №1 в Приложении 1. Проанализированные данные отображены на рисунке 1. Рис. 1. График предпочитаемых сфер ...