Заключение
Страница 2

* Проблемы, близкие к отмеченным, стоят и в психофизике, и особенно в прикладной психофизике, в которых при переходе от измерения величины ощущения в «объективной психофизике» к измерению субъективными методами объектов природы в «субъективной психофизике», человек начинает выступать «в роли измерительного прибора» [ 144, с. 104 ].

* Об этом свидетельствует, например, такой факт. Почти за любой год в «Психологическом журнале» и в «Вопросах психологии» опубликуется пять - шесть статей, в названиях которых содержится слово «оценка». Однако ни в одной из них собственно оценка не исследовалась.

* Отмеченные три компонента аттитьюда являются крайне популярными в психологии. Прообразом их является деление психики на познание (интеллект), чувство и волю. Некоторые вариации в названиях оставляют в неприкосновенности базовое содержание «святой троицы» компонентов. Например, И.С. Кон выделяет их в структуре «образа я» [147, с.61]; И.И. Чеснокова — в структуре самосознания [304, с.30]; К.К. Платонов — в структуре «атрибутов сознания» [ 266, с.156-162 ]; А.Г. Шмелев — в структуре значения как «тройственного морфизма» [ 313 ] и т.д.

* Например, в статье «К вопросу об оценочных эталонах» А.А. Бодалев пишет в основном о «социальных эталонах», выполняющих для человека функцию «мерок», которые он прикладывает к познаваемой личности и определяет, таким образом, ее принадлежность к той или иной общности» [60, с.54].

* Необходимо отметить, что в работах по восприятию слово «оценка» довольно часто употребляется как синоним «восприятия» [ 69; 156, с. 184, 185; 165 ].

* Не случайно В.А. Сухомлинский называл оценку наиболее острым инструментом в педагогическом труде [ 279 ].

* Это нашло своеобразное отражение в том, что в психологических словарях есть статьи о «самооценке» и нет об «оценке» (см. раздел 1.1.).

* В англоязычной литературе эти виды оценки самого себя обозначают соответственно «self-evaluation» и «self-esteem».

** Например, одном из двух последних психологических словарей самооценка определяется как компонент самосознания, а в другом — как характеристика, относящаяся к ядру личности [ 232, с. 332; 153. с. 313 ].

* Первая специальная работа по логике сравнительных оценок — «Логика отношения «лучше»» - опубликована в 1975 г. Кстати, одной из причин, объясняющей почему логика оценок стала исследоваться только в последнее время, А.А.Ивин выделяет кажущуюся простоту формальных свойств оценочных понятий [ 131, с. 8 ]. Возможно, что подобная причина также является еще одним фактором незначительного интереса к оценкам в психологии мышления.

* Общее родство различных схем и концепций саморегуляции между собой и их сходство со схемой простейшей самоорганизующей системой хорошо показаны в работе А.А. Крылова [ 158, с. 161 - 163].

* Например, в американской научной литературе, кроме обычного «эксперта» (ехреrt), упоминаются и более специфичные эксперты: «оценщик» (veluer), «официальный оценщик» (appraiser), и «традиционный оценщик», определяющий стоимость предметов в денежном выражении (estimator).

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Тенденция к самоактуализации
Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. "Это стремление, которое видно по всякой органической и человеческой жизни — стремление расшириться, распространиться, становиться ...

Профессиональное самосознание педагога
Современная гуманитарная парадигма большое внимание уделяет личностному потенциалу учителя, структуре его личности. Ставится задача подготовки будущего учителя как целостной личности, способной формировать знания и умения учащихся в единстве с их личностным развитием, направленности личности учителя на самоопределение, саморазвитие, самореализацию, самообразование. Проявление, развитие и актуали ...

Особенности профессиональной мотивации у подростков
Поскольку процесс формирования мотива (мотивация) связан с использованием многих личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры мотива. Процесс формирования мотива может иметь индивидуальные особенности в зависимости от свойств личности. Важно, что в мотивах подростков с ...