Заключение
Страница 1

Все задачи, которые были поставлены в работе, можно разделить на три блока.

Первый из них — теоретический анализ и обоснование сущности оценки как психического феномена.

Анализ исследований, выполненных по вопросу оценивания и оценки, продемонстрировал неординарность этой проблемы для науки в целом и актуальность изучения оценочной функции психики для решения теоретических и практических задач, стоящих перед различными психологическими дисциплинами и общей психологией. При этом была обоснована необходимость начать теоретический анализ с обоснования сущности оценки на философском уровне, а затем перейти к рассмотрению общепсихологических вопросов.

Исходным моментом предпринятого «восхождения от абстрактного к конкретному» выступил анализ категории «отношение» и основных видов объективных отношений, а затем проблемы отражения и познания отношений на когнитивном и аффективном уровне.

В результате было обосновано понимание оценки как особой формы отражения некоторых видов объективных отношений: оценки в широком смысле (оценки I рода) связаны с отражением объект-объектных отношений превосходства, а собственно оценки (оценки II и III рода) – с отражением субъект-объектных и субъект-субъектных потребностных или ценностных отношений предпочтения. Анализ сущности оценки завершен определением понятий оценивания как процесса и оценки-результата, как итога фазовой динамики этого процесса.

Оценка (оценивание) как психический процесс является отражением объект-объектных, субъект-объектных и субъект-субъектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе произвольного и непроизвольного сравнения (сличения, сопоставления) предмета оценки и оценочного основания, представляющего собой упорядоченную по принципу превосходства или предпочтения совокупность представлений о соответствующем классе однородных объектов или разнородных предметов одной потребности. Оценка как результат фазовой динамики процесса оценивания в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением или закономерным изменением взаимодействия со средой, осознаваемым как оценка лишь вторично.

Приведенные определения оценки как процесса оценивания и как его результата являются предельно обобщенными. В реальности за ними стоит огромная сеть разнообразных видов, подвидов, классов и родов оценок и самооценок, первичная классификация которых представлена в работе.

Многообразие оценочных явлений, вольно или невольно обнаруживаемое как в самой психологии, так и в других науках (педагогике, медицине, экономике, метрологии и т. д. ), предполагает их системный анализ, проведение которого направлено на решение второго блока задач работы.

Этот анализ начался с рассмотрения вопросов о составе и структуре отдельного оценочного акта. При этом было продемонстрировано, что в каждом акте оценки выделяются как бы четыре элемента: 1) предмет или объект оценки, воспринимаемый непосредственно или «извлекаемый» из памяти; 2) некое образование, называемое в различных работах по-разному («эталон», «стандарт», «критерий», «личная шкала», «норма» и т. д.), для обозначения которого был предложен обобщающий термин «оценочное основание», или просто «основание»; 3) процесс сравнения объекта оценки и оценочного основания; 4) отображение в какой-либо форме результата оценивания в оценке-результате.

Наиболее важными из элементов структурной «формулы» оценки, бесспорно, являются основание и процесс сравнения.

Оценочные основания различаются по своей природе на аффективные, когнитивные и когнитивно-аффективные; по механизму образования – на основания, образующиеся по принципу превосходства и по принципу предпочтения. Кроме того, основания могут вырабатываться самим субъектом в течение жизни, а могут «усваиваться» и «присваиваться», будучи выработанными обществом, в готовом виде.

**В английском языке, например, имеется целая группа слов для обозначения разновидностей оценок: evaluatuon, velue, valuatuon, apprasil, assesment, appreciation, estimation и др. Все они могут переводиться на русский язык как «оценка».

* Отметка - это принятая в основном в учебных заведениях форма числового выражения оценки знаний, умений и навыков учащегося. На этом принципиальном различии вслед за Б.Г. Ананьевым [ 9 ] настаивают многие психологи и педагоги [ 6, с.11 ]. Учитывая это, отличие значение слова «оценка» как отметки в дальнейшем изложении не рассматривается.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Диагностика, профилактика и превенция суицида
«…Если плохо, в жизни нет цели, желаний, стремления… Просто вообще нет ничего, тогда самоубийство становится главным вопросом…» Альбер Камю В этой главе я решила, во-первых, раскрыть примерную схему формирования суицидальной мотивации, а во-вторых, рассказать о тех важных признаках, заметив которые можно определить, что подросток настроен на суицид. Итак, формирование суицидальной мотивации ...

Сказкотерапия как метод психологической помощи детям в ситуации развода родителей
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д. С ...

Общение и взаимодействие в семье
Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей ...