Миокинетическая методика Мира и ЛопецаСтраница 1
Среди тестов, изучающих характеристики личности с помощью графических движений, известна методика Э. Мира и М. Лопеца, или иначе методика миокинетической психодиагностики. Она предусматривает выполнение нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве.
Основные принципы миокинетической психодиагностики были сформулированы М. Лопецом в 1939 г.: психологическое пространство не нейтрально и всякое движение в нем приобретает кроме своего механического эффекта, особое значение в соответствии со смыслом его выполнения для субъекта. Отсюда вытекает, что если предложить испытуемому делать движения в разных направлениях пространства, не позволяя ему зрением контролировать их протяженность и направление, то можно наблюдать, как происходит систематическое отклонение этих движений. Последнее указывает на доминирующую у данного испытуемого группу мышц, которая, в свою очередь, может служить индикатором доминирующей группы действий испытуемого в данном пространстве.
Проведение исследований.
Методика Мира и Лопеца включает 7 тестов: "линеограмма", "параллели", "цепи", "UU", "кружки", "зигзаги", "лестница".
При выполнении тестов испытуемому приходится осуществлять двоякую регуляцию:
1) регулировать положение руки относительно корпуса (макрорисунок) и 2) регулировать протяженность и форму движений, совершаемых на заданном участке пространства (микрорисунок). Тесты различаются степенью сложности рисунков. Так, тест "линеограмма" испытуемый выполняет одной рукой - правой или левой поочередно. При выполнении рисунка испытуемому приходится одновременно регулировать и протяженность прямолинейного движения, и направление, а именно: вверх - вниз (вертикальная линеограмма), вправо - влево (горизонтальная линеограмма) и от себя к себе (сагиттальная линеограмма).
Микрорисунка в этом тесте нет, и от испытуемого требуется лишь удерживать руку в исходном положении, т.е. контролировать возможные отклонения ее от исходного положения во всех направлениях.
При выполнении теста "зигзаги" (см. рис.1) испытуемый работает обеими руками одновременно. Как и в предыдущем случае, испытуемому приходится одновременно анализировать как протяженность движения, так и его направление, но не только на уровне макродвижений, но и на уровне микродвижений рисунка.
Рис.1. Тест "Зигзаги"
Фрагменты рабочего поля тестов: а - "линеограмма" и б - "зигзаг"; в - общий вид эталона, на нем пунктиром обозначены границы фрагментов а и б (размеры указаны в сантиметрах); на фрагментах а и б цифры - последовательность движения рук, стрелки - их направление.
Движения рук на эталоне а: 1 - правая рука по горизонтальной плоскости; 2 - правая рука в сагиттальной плоскости; 3 - левая рука по горизонтальной плоскости; 4 - левая рука в сагиттальной плоскости; 5 - правая рука в вертикальной плоскости; 6 - левая рука в вертикальной плоскости.
Движения рук на эталоне б: 1 - правая рука - движение от себя (зигзаг центробежный); 2 - правая рука - движение к себе (зигзаг центростремительный); 3 - левая рука - движение от себя (зигзаг центробежный); 4 - левая рука - движение к себе (зигзаг центростремительный); две горизонтальные линии на эталоне б ограничивают центральную зону, в которой производится оценка действий испытуемого.
Необходимое оборудование для проведения теста
1. Специальный стол, столешница которого должна быть высотой до центра живота (пупка) сидящего испытуемого, чтобы он мог свободно двигать своими руками без риска коснуться стола. Удобно, чтобы стол имел следующие измерения: высота - 72 см; плоскость - 57 см длины и 45 см ширины (поверхность стола).
Столешница должна легко подниматься в вертикальное положение для выполнения тех частей теста, которые должны осуществляться вертикально. В центре стола укрепляется плотное стекло 28x33 см; на этом стекле фиксируют листы, прикрепленные к столу посредством зажимов.
Когда проводят исследование, где экспериментатор должен перемещаться, более практичным является использование портативных досок, могущих быть выпрямленными вертикально и снабженных стеклом и зажимами.
Другое по теме:
К.Г.Юнг
Карл Густав Юнг (1875-1961) вошёл в историю как человек, обогативший науки о человеке множеством ценных идей и методов. В свете данной работы важнейшим представляется то, что он расширил область непосредственных переживаний человеческого опыта за пределы индивидуальных биографических границ и серьёзно подошёл к духовным моментам человеческой жизни как важнейшим факторам душевного здоровья.
Введ ...
Методы эффективного самоконтроля поведения
Люди всегда заинтересованы в том, чтобы самостоятельно управлять своей жизнью. К сожалению, однако, далеко не все имеют адекватные навыки самоконтроля и поэтому живут не столь эффективно, как могли бы. Например, некоторые едят слишком много, другим никак не удается регулярно заниматься гимнастикой, а у кого-то отсутствуют навыки обучения. Большинство этих людей, если не все, хотели бы изменить н ...
Современное состояние проблемы развития воображения у детей дошкольного
возраста. Теоретические
подходы к пониманию воображения как психического явления
Проблема воображения в психологии занимает существенное место и интерес к ней обусловлен, прежде всего, значением этого психического явления в жизни человека.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира.
По мысли Л.С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой т ...