Миокинетическая методика Мира и Лопеца
Страница 1

Среди тестов, изучающих характеристики личности с помощью графических движений, известна методика Э. Мира и М. Лопеца, или иначе методика миокинетической психодиагностики. Она предусматривает выполнение нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве.

Основные принципы миокинетической психодиагностики были сформулированы М. Лопецом в 1939 г.: психологическое пространство не нейтрально и всякое движение в нем приобретает кроме своего механического эффекта, особое значение в соответствии со смыслом его выполнения для субъекта. Отсюда вытекает, что если предложить испытуемому делать движения в разных направлениях пространства, не позволяя ему зрением контролировать их протяженность и направление, то можно наблюдать, как происходит систематическое отклонение этих движений. Последнее указывает на доминирующую у данного испытуемого группу мышц, которая, в свою очередь, может служить индикатором доминирующей группы действий испытуемого в данном пространстве.

Проведение исследований.

Методика Мира и Лопеца включает 7 тестов: "линеограмма", "параллели", "цепи", "UU", "кружки", "зигзаги", "лестница".

При выполнении тестов испытуемому приходится осуществлять двоякую регуляцию:

1) регулировать положение руки относительно корпуса (макрорисунок) и 2) регулировать протяженность и форму движений, совершаемых на заданном участке пространства (микрорисунок). Тесты различаются степенью сложности рисунков. Так, тест "линеограмма" испытуемый выполняет одной рукой - правой или левой поочередно. При выполнении рисунка испытуемому приходится одновременно регулировать и протяженность прямолинейного движения, и направление, а именно: вверх - вниз (вертикальная линеограмма), вправо - влево (горизонтальная линеограмма) и от себя к себе (сагиттальная линеограмма).

Микрорисунка в этом тесте нет, и от испытуемого требуется лишь удерживать руку в исходном положении, т.е. контролировать возможные отклонения ее от исходного положения во всех направлениях.

При выполнении теста "зигзаги" (см. рис.1) испытуемый работает обеими руками одновременно. Как и в предыдущем случае, испытуемому приходится одновременно анализировать как протяженность движения, так и его направление, но не только на уровне макродвижений, но и на уровне микродвижений рисунка.

Рис.1. Тест "Зигзаги"

Фрагменты рабочего поля тестов: а - "линеограмма" и б - "зигзаг"; в - общий вид эталона, на нем пунктиром обозначены границы фрагментов а и б (размеры указаны в сантиметрах); на фрагментах а и б цифры - последовательность движения рук, стрелки - их направление.

Движения рук на эталоне а: 1 - правая рука по горизонтальной плоскости; 2 - правая рука в сагиттальной плоскости; 3 - левая рука по горизонтальной плоскости; 4 - левая рука в сагиттальной плоскости; 5 - правая рука в вертикальной плоскости; 6 - левая рука в вертикальной плоскости.

Движения рук на эталоне б: 1 - правая рука - движение от себя (зигзаг центробежный); 2 - правая рука - движение к себе (зигзаг центростремительный); 3 - левая рука - движение от себя (зигзаг центробежный); 4 - левая рука - движение к себе (зигзаг центростремительный); две горизонтальные линии на эталоне б ограничивают центральную зону, в которой производится оценка действий испытуемого.

Необходимое оборудование для проведения теста

1. Специальный стол, столешница которого должна быть высотой до центра живота (пупка) сидящего испытуемого, чтобы он мог свободно двигать своими руками без риска коснуться стола. Удобно, чтобы стол имел следующие измерения: высота - 72 см; плоскость - 57 см длины и 45 см ширины (поверхность стола).

Столешница должна легко подниматься в вертикальное положение для выполнения тех частей теста, которые должны осуществляться вертикально. В центре стола укрепляется плотное стекло 28x33 см; на этом стекле фиксируют листы, прикрепленные к столу посредством зажимов.

Когда проводят исследование, где экспериментатор должен перемещаться, более практичным является использование портативных досок, могущих быть выпрямленными вертикально и снабженных стеклом и зажимами.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Применение теории К.Г. Юнга в психокоррекции
Что касается практического применения типологии, начало которой было положено К.Г. Юнгом, то, во-первых, это психорегуляция и психокоррекция. Положительный эффект соционики состоит как в том, что она объясняет человеку многие из его проблем, так и в том, что она обращает внимание на сильные стороны, которые у большинства очень мало используются. Как уже подчеркивалось, каждый из типов – носител ...

Семантический барьер
Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам: 1. любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений; 2. «смысловые» поля у разных людей разные; 3. зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например, смысл слов «перо», «капу ...

Этические аспекты начала психотерапии
Психолог начинает работу с клиентом только при условии его информирования. Информирование подразумевает, что клиент обращается за помощью к психологу по собственной воле и без нажима со стороны, понимает суть происходящего и осведомлен о возможных последствиях предстоящей работы.Если клиент не может дать осознанного согласия, психологи получают согласие от тех людей, которые, в соответствии с за ...