Феномен суицидальной активности: теоретический подход. Определение суицида

Психология » Взаимосвязь детско-родительских отношений и суицидальной активности у подростков » Феномен суицидальной активности: теоретический подход. Определение суицида

Явление суицида известно с древнейших времен, однако самый подходящий термин появился только к 1651 году в Англии, происхождение которого отходит от латинского слова «suicidium» - «себя убивать». Другой из вариантов термина был получен своим сходством с однокоренным ему – «suist» - эгоистичный человек, «suicism» - эгоизм [5, с139]. Но, эти «определения» не являются точными и объясняющими всю суть этого феномена.

Дюркгейм ввел наиболее «аккуратное» определение самоубийства. Он считал, что это «каждый смертельный случай, который является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если пострадавший знал об ожидавших его результатах» [5, с139].

Рисунок 1. Структура суицидального поведения (по Зимановской Е.В.)

Суицидальное поведение

– это «осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни» [9, с143]. Структура данного явления подразделяется на собственно суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки). В свою очередь, суицидальные действияподразделяются на суицидальную попытку и завершенный суицид.

Суицидальная попытка – «это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью» [9, с143]. Суицидальная попытка может быть необратимой или обратимой, которая направлена на завершенный суицид либо на другие цели. Завершенный суицид является «действиями, завершенные летальным исходом» [9, с143].

Суицидальные проявления

подразделяются на суицидальные мысли, представления, переживания, а также на суицидальные тенденции. Суицидальные тенденции в свою очередь подразделяются на суицидальные замыслы и намерения. Суицидальные мысли (пассивные) – это представления, фантазии на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия). Пример таких мыслей: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться» [9, с143].

Суицидальная тенденция нарастает в форме разработки плана, то есть продумывание способов, время и место самоубийства. Но на уровне замысла, такая суицидальность остается лишь на уровне мыслей. А когда «подключается» волевой компонент, замыслы перерастают в намерения и решения, готовность к суициду переходит во внешнее поведение.

Пресуицид – это период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации [9, с143]. Пресуицид (по Ю.Р. Вагину, суицидальный период) может быть острым или хроническим. Они отличаются продолжительностью. Острый пресуицид исчисляется минутами, секундами. Хронический же является «зависанием» мыслей и тенденций на месяца и возможно годы.

Данная структура суицидального поведения является одной из основных концепций, которой придерживаются суицидологи. Однако на сегодняшний день существует большее количество определений аутодеструктивного поведения, такие как: «парасуицид», «хронический суицид», «протрагированный (продлённый) суицид», «органический суицид», «локальный суицид», «аутодеструктивное (саморазрушающее, деструктивное) поведение», «аутоагрессивное поведение» и др. Все это формы авитальной активности. И из-за расширения кругозора суицидологии один термин «суицид» перестал «вмещать весь спектр изучаемых явлений» [29, с128]. Появление большего количество споров в терминологии, привели Ю.Р. Вагина к трем основным причинам: Во-первых, «суицидальная модель поведения может использоваться в самых различных, не связанных непосредственно с «убийством себя» целях. Во-вторых, выяснилось, что многие фактически «самоубийственные» модели поведения не являются осознанными. В-третьих, изучены многочисленные модели поведения, сутью которых является причинение себе вреда, но не смерти» [29, с128]. Да и сам термин «суицидальное поведение» может объяснить «лишь внешнюю суицидальную активность» [29, с128]. В связи со сложившимися неточностями Юрий Робертович ввел свой термин: «суицидальная активность», о котором будет идти речь в параграфе 1.3

Другое по теме:

Процедура эмпирического исследования
Для получения качественных и достоверных результатов вся основная работа по оценки готовности к школьному обучению проводилась в кабинете психолога, в спокойной и непринуждённой обстановке. Все испытуемые чувствовали себя спокойно. Ко всем заданиям отнеслись с большим интересом и ответственностью. Проведённое эмпирическое исследование позволило получить результаты, к описанию и анализу которых ...

Причины возникновения одиночества. Формирование самосознания в юношеском возрасте
В юношеском возрасте люди пытаются как-то систематизировать представления о своем одиночестве, а не просто представить перечень возможных его причин. Подобным же образом и одинокие люди пытаются систематизировать собственные объяснения их неудовлетворительной социальной жизни. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, э ...

Понятие личность в психологии. Различные подходы к пониманию структуры личности. Свойства личности
Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека. Нет однозначного определения термина "личность". С точки зрения Рубинштейна, личность - совокупность внутрен ...