Феномен суицидальной активности: теоретический подход. Определение суицида

Психология » Взаимосвязь детско-родительских отношений и суицидальной активности у подростков » Феномен суицидальной активности: теоретический подход. Определение суицида

Явление суицида известно с древнейших времен, однако самый подходящий термин появился только к 1651 году в Англии, происхождение которого отходит от латинского слова «suicidium» - «себя убивать». Другой из вариантов термина был получен своим сходством с однокоренным ему – «suist» - эгоистичный человек, «suicism» - эгоизм [5, с139]. Но, эти «определения» не являются точными и объясняющими всю суть этого феномена.

Дюркгейм ввел наиболее «аккуратное» определение самоубийства. Он считал, что это «каждый смертельный случай, который является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если пострадавший знал об ожидавших его результатах» [5, с139].

Рисунок 1. Структура суицидального поведения (по Зимановской Е.В.)

Суицидальное поведение

– это «осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни» [9, с143]. Структура данного явления подразделяется на собственно суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки). В свою очередь, суицидальные действияподразделяются на суицидальную попытку и завершенный суицид.

Суицидальная попытка – «это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью» [9, с143]. Суицидальная попытка может быть необратимой или обратимой, которая направлена на завершенный суицид либо на другие цели. Завершенный суицид является «действиями, завершенные летальным исходом» [9, с143].

Суицидальные проявления

подразделяются на суицидальные мысли, представления, переживания, а также на суицидальные тенденции. Суицидальные тенденции в свою очередь подразделяются на суицидальные замыслы и намерения. Суицидальные мысли (пассивные) – это представления, фантазии на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия). Пример таких мыслей: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться» [9, с143].

Суицидальная тенденция нарастает в форме разработки плана, то есть продумывание способов, время и место самоубийства. Но на уровне замысла, такая суицидальность остается лишь на уровне мыслей. А когда «подключается» волевой компонент, замыслы перерастают в намерения и решения, готовность к суициду переходит во внешнее поведение.

Пресуицид – это период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации [9, с143]. Пресуицид (по Ю.Р. Вагину, суицидальный период) может быть острым или хроническим. Они отличаются продолжительностью. Острый пресуицид исчисляется минутами, секундами. Хронический же является «зависанием» мыслей и тенденций на месяца и возможно годы.

Данная структура суицидального поведения является одной из основных концепций, которой придерживаются суицидологи. Однако на сегодняшний день существует большее количество определений аутодеструктивного поведения, такие как: «парасуицид», «хронический суицид», «протрагированный (продлённый) суицид», «органический суицид», «локальный суицид», «аутодеструктивное (саморазрушающее, деструктивное) поведение», «аутоагрессивное поведение» и др. Все это формы авитальной активности. И из-за расширения кругозора суицидологии один термин «суицид» перестал «вмещать весь спектр изучаемых явлений» [29, с128]. Появление большего количество споров в терминологии, привели Ю.Р. Вагина к трем основным причинам: Во-первых, «суицидальная модель поведения может использоваться в самых различных, не связанных непосредственно с «убийством себя» целях. Во-вторых, выяснилось, что многие фактически «самоубийственные» модели поведения не являются осознанными. В-третьих, изучены многочисленные модели поведения, сутью которых является причинение себе вреда, но не смерти» [29, с128]. Да и сам термин «суицидальное поведение» может объяснить «лишь внешнюю суицидальную активность» [29, с128]. В связи со сложившимися неточностями Юрий Робертович ввел свой термин: «суицидальная активность», о котором будет идти речь в параграфе 1.3

Другое по теме:

Развитие мышления
Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее своей точки зрения. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствова ...

Роль раннего возраста в одиночестве взрослых
Длительный опыт одиночества со своей стороны может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Последствие одиночества для самооценки личности ещё больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Если одиночество наступает в результате утраты значимых взаимосвязей – при разводе или вдовстве, - у индивида формируется новое самовоспри ...

Понятие психологической этики. Этический кодекс психолога. Границы профессиональной компетентности
Психологи и психотерапевты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом. ...