Экспериментальное исследование влияния интереса на запоминание и успешность обучения. Методы диагностики
Страница 3

Психология » Взаимосвязь особенностей памяти, интереса и успешности обучения » Экспериментальное исследование влияния интереса на запоминание и успешность обучения. Методы диагностики

Однако наряду с достоинствами лабораторный эксперимент имеет и определенные недостатки. Наиболее существенный недостаток этого метода- его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а следовательно, к неправильным выводам. Данный недостаток лабораторного эксперимента до известной степени устраняется при организации [12,c.48].

Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точность эксперимента. Естественный эксперимент строится так, что испытуемые не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию- это обеспечивает естественность их поведения [12,c.48].

Для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту. В соответствии с задачей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психической деятельности [12,c.48].

Одна из разновидностей эксперимента в психологии- социометрический эксперимент. Он используется для изучения взаимоотношений между людьми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (заводской бригаде, школьном классе, группе детского сада) .При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе [12,c.48].

Формирующий эксперимент- это метод исследования психического развития детей в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. На основе предварительного теоретического анализа закономерностей психического развития детей определенного возраста строится гипотетическая модель становления изучаемых способностей в специально проектируемых условиях, как правило, в экспериментальных классах или школах [12,c.48].

Метод эксперимента является одним из основных методов психологии. Основная задача психологического эксперимента, как и наблюдения, заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам [12,c.48].

Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых [12,c.48].

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Основные виды воздействий на личность, применяемые в современной военной педагогике
При активном целенаправленном формировании морального облика человека объективно необходимы определенные воспитательные воздействия на его сознание, психику. Все возможные виды воздействия условно можно разделить на две группы: убеждающие и принуждающие. Оба этих вида используются в современной педагогике, в том числе и военной. 1.1.1 Убеждающие воздействия Процесс убеждения человека включает ...

Этические аспекты прекращения психотерапии
Психолог прекращает работу с клиентом, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах. Психолог обязан заранее информировать клиента о прекращении или перерывах в работе. Перед прекращением терапии психолога выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по завершению работы. Если продолжение работы психолога невозможно вследствие непреодолимых ...

Приложения
Приложение 1 Методика "Беседа о школе " (Нежнова Т.А.) Диагностические возможности: выявление уровня сформированности "внутренней позиции школьника", принятие 6-7 летним ребенком возрастного статуса. Материалы: 1\2 стандартного листа нелинованной бумаги с изображением пяти парных одинаковых геометрических фигур. Процедура проведения Инструкция экспериментатору к фронталь ...