Людвиг Бинсвангер
Страница 2

Экзистенциальное априори определяет горизонт опыта. Это означает, что конечный предел опыта индивида определяется главным смысловым контекстом, делающим возможным его опыт. Этот главный смысловой контекст и есть экзистенциальное априори. Существование горизонта опыта служит в Daseinsanalyse объяснению травматических переживаний. Травматическое переживание, это переживание, в котором значение события для индивидуума выходит за пределы трансцендентального горизонта, каковым является экзистенциальное априори [18, С.86].

Dasein возникает не на пустом месте. Он оказывается в определённых условиях Это нашло своё определение в понятии "Заброшенность".

"Заброшенность Dasein, его фактичность, - это трансцендентальный горизонт всего, что научная систематическая психиатрия ограничивает как реальность под названием тела, организма (и наследственности климата, окружения и т.д.), а также для всего, что ограничивается, исследуется и изучается как психическая детерминированность: то есть как расположение духа и плохое настроение, как сумасшествие, навязчивая или безумная "одержимость", как пагубная склонность, инстинктивность, как смешение, направление фантазии, как вообще, бессознательное" [4, С.187-188].

Составляющие этой заброшенности способны препятствовать некоторым возможностям развития, но они же могут создать и необходимую для него базу.

"Бессилие" Dasein здесь проявляется в том, что некоторые из его возможностей бытия-в-мире изъяты из-за обязательств перед сущими и со стороны сущих, из-за его фактичности. Но также именно это изъятие предлагает Dasein его силу: ибо именно это впервые ставит перед Dasein "реальные", доступные возможности проекта мира" [4, С.187].

Из факта заброшенности, черпает своё существование понятие экзистенциальной тревоги – страха быть подавленной сущими. Оно лежит в основе многих психологических проблем и отчётливо проявляется при психозах [6, С.248].

Таким образом, основа понимания Daseinsanalyse заключается в рассмотрении человеческого бытия как единого целого с теми условиями, в которых оно протекает. И эта целостность простирается дальше физическо-психологическо-духовного единства к целостности с окружающим миром. Так Dasein может быть рассмотрен "как ситуационно обусловленное существование среди сущих" [4, С.186-187].

Психическая болезнь понимается Бинсвангером как нарушение функционального единства онтологических потенциальных возможностей Dasein. Так, потенциальная возможность стать невротиком, заключается в игнорировании своей "заброшенности", презрении к фундаментальным основам своего существования. Тогда как осознание ограниченности своего существования, своего трансцендентного горизонта способно дать человеку "власть" над своим существованием в рамках его "бессилия". "Единственная задача "психотерапии" заключается в помощи человеку на пути к этой власти. Различны только пути к этой цели" [4, С. 192].

С точки зрения наблюдаемых при духовных кризисах психотических явлений интересна трактовка Бинсвангером происхождения шизофренических синдромов. Рассмотрим его понятия.

А. "Основным понятием, используемым при объяснении того, что называется шизофреническим экзистенциальным паттерном, оказывается понятие нарушения согласованности естественного опыта, его несогласованность. Несогласованность подразумевает именно эту неспособность "позволить вещам быть" при непосредственной встрече с ними, другими словами неспособность безмятежно пребывать среди вещей" [5, С.219].

Этими "вещами" может быть собственное тело, образ своего "я", человеческое общество и т.д.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Эмпирическое исследование влияния сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников. Цели, задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению мотивации старших дошкольнико
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и ...

Познавательные процессы
Ощущение и восприятие, как основа чувственного познания. Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг, ежесекунд ...

Понятие неформальных групп. Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации
Причиной возникновения неформальной группы в формальной организации является неизбежная ограниченность формальной организации, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации.[1] Неформальная группа - · сотрудники, объединенные по их собственной воле на основе взаимных симпатий, дружеских отношений для достижения определенной цели. Некоторые неформа ...