Заключение

Итак, проведенное нами экспериментальное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Анализ состояния проблемы развития воображения у старших дошкольников показал, что в отношении детей этого возраста она мало исследована.

Анализ имеющихся данных позволяет утверждать, что воображение – это отражательная функция, универсальная человеческая способность; оно развивается по тем же онтогенетическим законам, по которым идет развитие всех психических процессов. Этот психический процесс связан с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методов обучения и воспитания, возраста, особенностей развития и индивидуальных особенностей. Однако вопрос целенаправленного управления развитием воображения в детском возрасте по-прежнему остается остроактуальной.

2. Проведенное исследование подтвердило выдвинутое в исследовании предположение и доказало эффективность реализации формирующей программы. Сравнительный анализ результатов исходного и итогового срезов выявил позитивную динамику в развитии воображения детей экспериментальной группы: увеличилось число детей на высоком уровне, низкий уровень не был обнаружен. Дети стали более активны, создаваемые образы стали более оригинальными, проявляли положительные эмоции, в связи с деятельностью научились работать в коллективе, стали чаще опираться на свой прошлый опыт.

3. Произошедшие положительные сдвиги в развитии воображения детей 5-6 лет свидетельствуют о результативности реализованной программы. Это позволяет утверждать, что повышению уровня развития воображения способствуют специальные условия: создание положительного эмоционального фона, взаимодействие взрослого и ребенка, использование средств визуальной и вербальной стимуляции.

4. Результаты исследования имеют прикладное значение. Полученные данные дополняют психолого-педагогическую характеристику детей 5-6 лет в плане особенностей формирования у них воображения. Апробированная в исследовании система работы может найти применение в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

5. Исследование не исчерпывает решение проблемы развития воображения в дошкольном детстве. Перспективы ее дальнейшей разработки видятся нам в выявлении оптимальных путей его целенаправленного формирования в различных видах деятельности, характерных для детей дошкольного возраста.

Другое по теме:

Организация временной перспективы в зависимости от типа личности
Эта тема является одной из самых разработанных по отношению к организации временной перспективы личности. Психологи установили, что время жизни можно рассматривать типологически. Типологический принцип ориентирован на выявление не столько различий между разными типами, сколько на их внутренние механизмы, обеспечивающие тот или иной способ жизни личности во времени. Существует несколько классифи ...

Проблема оценки и оценочной функции в общей психологии
Для современного этапа психологии характерна тенденция к пересмотру многих устоявшихся понятий, введению новых категорий, переделу границ между традиционными сферами исследований, появлению новых разделов и целых психологических дисциплин. Причем, если прежде общая психология как наука, от которой постепенно «отпочковывались» новые дисциплины, была основным источником и генератором идей в них, т ...

Дедуктивная аргументация
Дедуктивная аргументация представляет собой выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых положений. Если выдвинутое положение удается логически вывести из уже установленных положений, это означает, что оно приемлемо в той же мере, что и эти положения. Обоснование одних утверждений путем ссылки на истинность или приемлемость других утверждений - не единственная функция, выполняемая ...