Заключение

Итак, проведенное нами экспериментальное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

1. Анализ состояния проблемы развития воображения у старших дошкольников показал, что в отношении детей этого возраста она мало исследована.

Анализ имеющихся данных позволяет утверждать, что воображение – это отражательная функция, универсальная человеческая способность; оно развивается по тем же онтогенетическим законам, по которым идет развитие всех психических процессов. Этот психический процесс связан с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методов обучения и воспитания, возраста, особенностей развития и индивидуальных особенностей. Однако вопрос целенаправленного управления развитием воображения в детском возрасте по-прежнему остается остроактуальной.

2. Проведенное исследование подтвердило выдвинутое в исследовании предположение и доказало эффективность реализации формирующей программы. Сравнительный анализ результатов исходного и итогового срезов выявил позитивную динамику в развитии воображения детей экспериментальной группы: увеличилось число детей на высоком уровне, низкий уровень не был обнаружен. Дети стали более активны, создаваемые образы стали более оригинальными, проявляли положительные эмоции, в связи с деятельностью научились работать в коллективе, стали чаще опираться на свой прошлый опыт.

3. Произошедшие положительные сдвиги в развитии воображения детей 5-6 лет свидетельствуют о результативности реализованной программы. Это позволяет утверждать, что повышению уровня развития воображения способствуют специальные условия: создание положительного эмоционального фона, взаимодействие взрослого и ребенка, использование средств визуальной и вербальной стимуляции.

4. Результаты исследования имеют прикладное значение. Полученные данные дополняют психолого-педагогическую характеристику детей 5-6 лет в плане особенностей формирования у них воображения. Апробированная в исследовании система работы может найти применение в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

5. Исследование не исчерпывает решение проблемы развития воображения в дошкольном детстве. Перспективы ее дальнейшей разработки видятся нам в выявлении оптимальных путей его целенаправленного формирования в различных видах деятельности, характерных для детей дошкольного возраста.

Другое по теме:

Ведущие задачи психологического вмешательства при ДП
формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровлении; стимулирование личностных изменении; коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения; создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления. Процесс выполнения заданий часто прерывался вопросами о предполагаемой отметке. Получив положительную оценку (в эксперименте ставились тол ...

Современное состояние проблемы. Методы социальной психологии в проблемах СПИДа
Роль и значение социальной психологии и знаний, которыми она располагает, резко возросли на современном развитии общества. Сегодня овладение ими необходимо каждому человеку и профессионалу в любом виде деятельности. Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социо ...

Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе
Узнадзе считал, что психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга, а наоборот, существует и вторая, во всяком случае, не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности [10]. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регул ...