Функции семьи и их взаимосвязь
Страница 2

Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности [6].

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее/восприятия; организация внутрисемейного общения.

Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи.

Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др. Возникают проблемы, которых не было раньше [11].

Каковы же проблемы, с которыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений? Как указывает А.Ф. Безлепкина, директор Департамента семьи, женщин и детей Министерства Социальной защиты населения Российской Федерации, это:

· увеличение малообеспеченных слоев населения;

· увеличение социальной и географической мобильности;

· миграция, в том числе и за пределы государства;

· ухудшается состояние здоровья населения, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);

· фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;

· рост количества неполных семей;

· повышение коэффициента иждивенчества;

· социальное сиротство.

За всем этим – совместная ответственность государственных органов, семьи, промышленников и предпринимателей. Очевидно, что замедленное, непоследовательное построение государственности России, серьезные ошибки в формировании социально – экономической жизни нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительно отдыха детей.

Анализ социологической информации показывает, что в современном цивилизованном мире идет процесс постепенно­го удаления от традиционного типа семьи и приближение к демократическому типу. Хотя такое движение неравномерно по всем четырем шкалам и неоднозначно во всех обществен­ных системах, наблюдаемую тенденцию можно считать про­грессом в семейных отношениях.

Известный американский социолог У. Гуд определяет се­мейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Эмоциональное развитие младенца
Доктор Фрейд писал, что младенцы могут выражать лишь свои негативные эмоции, и делают они это при помощи плача. Однако, кроме того новорожденные могут улыбаться. «Начиная с открытия сновидений у сильно недоношенных детей, мы получили доказательства того, что доношенные дети могут улыбаться за два месяца до рождения. Ранние улыбки являются частичными улыбками, вовлекающими рот в щеки, но не случ ...

Результаты диагностики самооценки дошкольников
В процессе диагностики самооценки дошкольников мы получили следующие количественные данные. Таблица 12 Результаты диагностики самооценки дошкольников № п\п Группа «А» (гиперактивные дети) Группа «В» (негиперактивные дети) 1. очень высокая самооценка 4 (13.3%) 0 2. высокая самооценка 18 (60%) 10 (33.3%) 3. средняя самооценка 8 (26.7%) 18 (60 ...

Память. Общие положения
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память — основа психической деят ...