Введение
Страница 1

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течение всей его жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Особенностью этого периода, отличающего его от других последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для преобразования в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее.

В настоящее время многие педагоги и психологи отмечают, что современному человеку недостаточно владеть определенным кругом знаний и умений, но и необходимо творчески мыслить, принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления.

Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

В связи с этим встает проблема развития воображения. Общепризнано, что дошкольное детство является тем возрастом, в котором закладывается фундамент многих личностных качеств ребенка, формируются основы его мировосприятия. Указанный возраст, по мнению Н.С. Лейтеса, обладает повышенными возможностями, которые проявляются в любознательности, остроте восприятия, яркости воображения.

Проблема развития воображения изучалась многими учеными, педагогами, психологами и отражена в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Е.Г. Игнатьева, К.Д. Ушинского, А.В. Петровского, В.А. Крутецкого и др.

Попытки классифицировать воображение делались неоднократно и с разных позиций. При этом выделение видов воображения и их классификация зависят у многих авторов от того, как они понимают сущность воображения.

Вместе с тем, проблема определения эффективных путей развития воображения у детей требует пристального внимания у педагогов и психологов, поскольку ее нельзя признать исчерпывающей, разработанной. Это и обусловило цель нашего исследования.

Цель исследования:

выявление психолого-педагогических условий развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования

– развитие воображения у детей 5-6 лет.

Предмет исследования

– процесс развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в специально организованных условиях.

Гипотеза исследования:

развитие воображения детей 5-6 лет будет эффективно при реализации следующих педагогических условий:

1) включении средств стимуляции визуального и вербального характера;

2) соблюдении принципов активности, постепенности усложнения и т.д.

3) создании эмоционально-положительной творческой атмосферы сотрудничества, пробуждение интереса к творческой деятельности;

В соответствии с целью, предметом и гипотезами были поставлены следующие задачи исследования:

1) проанализировать современное состояние проблемы развития воображения в психологической и педагогической литературе;

2) определить, апробировать и оценить степень эффективности формирования воображения детей старшего дошкольного возраста.

Методологические основы исследования:

при рассмотрении различных аспектов обозначенной проблемы мы опирались на основополагающие принципы отечественной и зарубежной психологии о происхождении воображения, классификации воображения, отраженных в работах С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и других и теоретические позиции развития воображения, проводимых под руководством Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко и других. Кроме того, мы опирались на исследования, выполненные в области изучения воображения детей дошкольного возраста, отраженные в работах Е.В. Заики, Л.А. Венгера и др.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Проблема гиперактивности в психологических исследованиях. История изучения синдрома гиперактивности
История изучения этого заболевания - недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хаффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил [1,14,16,23]. Несмотря на то, что изучение невротических отклонений поведения и учебных трудностей занимались мног ...

Предметно-практическое обучение как средство развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения
Формирование и развитие памяти дошкольников, так же как и формирование других психических процессов, происходят в процессе деятельности. (Л. С. Выготский, 1932; А. В. Запорожец, 1964; Д. Б. Эльконин, 1964, А. Р. Лурия, 1966). От особенностей ее структуры в дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкре ...

Потребности безопасности и защиты.
Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно ...