Проявление эмоций в межличностном конфликте. Эмоциональные процессы и переживания личности
Страница 2

Проявление эмоций в конфликте » Проявление эмоций в межличностном конфликте. Эмоциональные процессы и переживания личности

Схема 2.

схема 2. Гипотетические кривые эмоциональных изменений В.Вундта

Таким образом, теория В.Вундта охватывает все многообразие эмоциональных процессов с учетом их характеристик.

Эмоции функционируют особенным образом, отражая не объективное состояние внешней реальности, а, скорее внутреннее состояние личности и ее отношение к окружающему. При проявлении личностью пассивности – эмоции отражают состояние, при проявлении активности – отношение. «В эмоциях отношение к окружающему, так же как и выражение состояния, дано в непосредственной форме переживания».[15] Не всякая эмоция – переживание, но всякое переживание имеет эмоциональную сущность. Любой человек, прежде чем принять важное решение, изменить что-то в жизни проходит путь более-менее интенсивных переживаний, и жизненные события вспоминает, восстанавливает именно как свои переживания по поводу. Выбор человека изменить себя или окружающее связан с ростом и развитием личности и индивидуальности человека. «Эмоциональность . в той или иной мере входит с ними [событиями] в построение личности»[16].

С.Л. Рубинштейн описал виды человеческих переживаний, выделяя три их уровня: аффективно-эмоциональной чувствительности, предметные чувства, обобщенные мировоззренческие чувства.

На уровне аффективно-эмоциональной чувствительности эмоциональный тон приобретают ощущения. Отражают, в общем-то, органическое самочувствие человека. Эти эмоциональные состояния носят неопредмеченный характер.

На уровне предметных чувств чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Обычно чувства подразделяют по предметной сфере, к которой они относятся. Они подразделяются на интеллектуальные, эстетические и моральные. Ценность этих чувств зависит от того, к какому объекту и какое отношение они выражают. Согласно нашей теме, наибольший интерес представляют моральные чувства, которые С.Л. Рубинштейн характеризует как слияние в переживании чего-то объективно-общественно значимого вместе с личностно значимым.

Мировоззренческие чувства человека выражают его мировоззренческие установки. К мировоззренческим чувствам относятся чувство юмора, чувство трагического, чувство иронии и т.п.

Наряду с основными переживаниями человека, С.Л. Рубинштейн рассматривает аффекты и страсти.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. В момент аффективного взаимодействия происходит сужение сознания. Аффекты препятствуют разумности поведения. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке.

Страсти – очень сильные стойкие чувства с ярко выраженным волевым моментом стремлений. Представляет собой единство эмоциональных и волевых стремлений. Сближается с чувствами по интенсивности эмоционального возбуждения.

Настроения как переживания не предметны, а личностны. Представляют собой краткосрочные общие эмоциональные состояния.

Часто в качестве эмоционального процесса проявляющегося в конфликте рассматривают стресс. Полагаем, что это не так. В конфликте содержится стрессогенная возможность и стресс является последствием конфликтной ситуации для личности. Но эмоциональные процессы и стресс все же различны. «Развести» их сейчас важно для дальнейшего хода наших рассуждений. «В пользу разделения механизмов стресса и эмоций говорят следующие данные:

1. Эмоции разнонаправлены (положительные и отрицательные), их механизмы различны, а стресс всегда однонаправлен – на мобилизацию жизненных сил организма, независимо от последующей направленности («знака») эмоций.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Правила задавания вопросов клиентам
По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам: 1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов. 2. Вопросы "Как?" ...

Гуманистическая теория личности К.Роджерса.
Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя. В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений. ...

Содержание ребенка в неполной семье
Одной из основных функций семьи является материальное обеспечение потребностей тех ее членов, которые сами не могут себя материально обеспечить. Поэтому закон о семье исходит из требований: все члены семьи должны взаимно, согласно своим способностям и возможностям, помогать друг другу, обеспечивая необходимый материальный и культурный уровень семьи. В области гражданских взаимоотношений одним и ...