Факторы и механизмы конфликтного поведения личности
Страница 2

Проявление эмоций в конфликте » Факторы и механизмы конфликтного поведения личности

С механизмом эмпатии тесно связан механизм идентификации. Она формируется как отождествление человека с человека, позволяющее непосредственно пережить то, что эмоционально открыто другому. Благодаря идентификации происходит распознавание состояний и намерений. Принятие социальных ролей также возникает на основе идентификации.

Адекватному восприятию человека другим человеком нередко мешают уже сложившиеся стереотипы, когда взаимодействуют не столько личности, сколько упрощенно-шаблонные представления друг о друге. Стереотипы складываются в условиях дефицита информации, как обобщения личного опыта и предвзятых представлений, принятых в обществе или в определенной социальной среде. Стереотипическую природу имеют и предубеждения, которые чрезвычайно стойки. Сформировавшийся возможно ложный образ другого может серьезно деформировать процесс межличностного взаимодействия и способствовать возникновению конфликта.

Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. В конфликтных ситуациях негативная установка углубляет раскол между оппонентами и затрудняет урегулирование и разрешение межличностных конфликтов.

Значительную роль в развитии межличностных конфликтов играют эффекты межличностного восприятия, обусловленные, в частности атрибуцией. «В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения . возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции)».[6] В этом смысле развитие стереотипов, предубеждений, эффекта ореола, эффектов контрастных представлений и новизны являются продуктом атрибуции. Приписанные черты и мотивы, причины поведения могут стать серьезным источником конфликта, так как чреваты неадекватными взаимоотношениями сторон.

Действие защитных механизмов личности может усугублять межличностный конфликт, становясь механизмом конфликтного взаимодействия. Эта интересная точка зрения, свойственная психоаналитическому направлению в психологии. Многие психические явления рассматриваются психоаналитиками с точки зрения действия механизма проекции внутреннего бессознательного содержания личностных структур и мотивов. «Проекция – защитный механизм, при котором индивид приписывает свои собственные неприемлемые для него качества и стремления другим людям; возникает особенно часто, когда у человека отсутствует проницательность в отношении себя».[7]

Хорошо изученным фактором конфликтного поведения личности, придающем специфический характер протеканию самого конфликта и переживаниям личности по поводу конфликта является характер человека. Характер, являясь инструментом взаимодействия человека с миром, может проявляться в достижения значимых целей через конфликт. Как правило, люди с разными акцентуациями характера в различной степени конфликтны и, вступая в конфликт, по-разному проявляют себя. А.Е.Личко создал типологическую модель и акцентуаций характера, в которую включил 12 типов. «В итоге далее нами описываются следующие типы психопатий и акцентуаций:

1) гипертимный

2) циклоидный

3)лабильный

4)астено-невротический

5) сензитивный

6) психастенический

7)шизоидный

8) эпилептоидный

9) истероидный

10) неустойчивый

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Экспериментальное исследование эмоциональных процессов в ситуациях межличностного конфликта. Методика и ход исследования
Построение и методическое обеспечение обусловлено выдвинутой нами гипотезой. Они служат целям ее верификации. Для получения первичных данных, которые можно классифицировать и обобщать, нами были использованы Методика диагностики самооценки психических состояний личности Г. Айзенка и Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. [26] Выбор такого метод ...

Принципы расспроса клиента о конкретных ситуациях
1. Выбираемые ситуации должны быть тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента, с теми моментами межличностных отношений, которые являются трудными, проблемными. 2. Обсуждаемые ситуации должны быть типичными, часто встречающимися в жизни клиента, чтобы по ним можно было судить об особенностях взаимоотношений в целом. 3. Желательно, чтобы эти ситуации были достаточно развернутыми, описыв ...

Умозаключение как форма мышления
Знания людей по происхождению делятся на непосредственные, почерпнутые из опыта, и опосредованные, выводные. Решающую роль играет именно выводное знание, в котором особенно ярко рас­крывается активность человеческого разума. Основной логической формой опосредованного мышления является умозаключение. Умозаключение - форма мышления, посредством которой из од­ного или нескольких суждений с необход ...