Развод: влияние на ребенка.
Страница 4

* поощрять ребенка говорить о том, что его беспокоит, что он чувствует;

* убеждать ребенка, что он не ответственен за развод, что о нем будут заботиться вне зависимости от сложившихся обстоятельств;

* заверить ребенка, что он находится в безопасности;

* организовать встречи с родителем, оказавшимся вдали от ребенка (если это невозможно, то организовать хотя бы общение по телефону);

* каждый день уделять ребенку время для бесед и общих занятий;

* не разлучать ребенка с любимым животным [11].

6-11 лет

Ребенок понимает, что такое развод, и знает, что его родители не будут жить больше вместе, потому что они не любят друг друга. Дети бояться остаться одни в результате развода. Они могут испытывать страх, больше никогда не увидеть папу, если остаются жить с мамой и наоборот. Дети могут верить, что могут восстановить отношения между папой и мамой, а могут злиться на одного из родителей, делить их на «хорошего» и «плохого». Школьники могут обвинять папу или маму в эгоизме и выражать свой гнев разными способами: плохим поведением, плохими оценками, отстраненностью от внешнего мира и т.п. В результате стресса у детей часто возникают следующие реакции:

* ребенок чувствует себя обманутым;

* надеется, что родители еще будут вместе;

* чувствует себя брошенным тем родителем, который уехал;

* игнорирует школу и избегает дружбы;

* жалуется на головные боли или боли в желудке;

* у него появляются тревожные сны;

* могут появиться: потеря аппетита, проблемы со сном, диарея, частое мочеиспускание.Как сгладить негативные последствия: Необходимо восстановить пошатнувшиеся в результате развода чувство безопасности и самооценку. Для этого каждый из родителей должен качественно и интересно проводить с ребенком свободное время, обсуждать с ним его чувства, убеждать и словами и действиями, что ни один из родителей его не бросит, и он не виноват в сложившейся ситуации. В тоже время родители не должны обвинять друг друга в том, что произошло и объяснять ребенку, что развод был их общим решением. Важно поддерживать четкий график визитов, так как больше всего пользы в стрессовый период, дает постоянный режим, когда ребенок знает, когда и чего ему ожидать. Очень полезно разработать четкий график посещений [19].

В любом случае в этот сложный период ребенку необходимо как можно больше общаться с друзьями, родственниками и со сверстниками, участвовать в различных спортивных мероприятиях, ходить в какие-либо секции и кружки и т.п., так как активная социальная жизнь позволяет отвлечься от неприятных мыслей, повышает самооценку и не дает замыкаться в себе [14].

Дети от одинадцати лет и подростки.

Они понимают, но не принимают развод. Возможные детские реакции:

* ребенок чувствует разочарование, обиду;

* чувствует себя брошенным тем родителем, который не живет с ним рядом;

* пробует манипулировать родителями, используя сложившуюся ситуацию;

* становится "идеальным", или, наоборот, ведет себя вызывающе, прогуливает школу и занимается тем, что связано с риском (наркотики, кражи в магазинах и т.д.);

* игнорирует одного или обоих родителей;

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Функции семьи и их взаимосвязь
Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: р ...

Правила задавания вопросов клиентам
По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам: 1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов. 2. Вопросы "Как?" ...

Высокий
20 10,33 9,67 93,5 9,05   Суммы 31 31 0 c =14   В данном случае, при сопоставлении всех полученных эмпирических значений c критерия Пирсона (для низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию) с табличным (теоретическим) мы приняли гипотезу на 1%-ом уровне значимости для высокого, среднего и низкого уровней сп ...