Развод: влияние на ребенка.Страница 4
* поощрять ребенка говорить о том, что его беспокоит, что он чувствует;
* убеждать ребенка, что он не ответственен за развод, что о нем будут заботиться вне зависимости от сложившихся обстоятельств;
* заверить ребенка, что он находится в безопасности;
* организовать встречи с родителем, оказавшимся вдали от ребенка (если это невозможно, то организовать хотя бы общение по телефону);
* каждый день уделять ребенку время для бесед и общих занятий;
* не разлучать ребенка с любимым животным [11].
6-11 лет
Ребенок понимает, что такое развод, и знает, что его родители не будут жить больше вместе, потому что они не любят друг друга. Дети бояться остаться одни в результате развода. Они могут испытывать страх, больше никогда не увидеть папу, если остаются жить с мамой и наоборот. Дети могут верить, что могут восстановить отношения между папой и мамой, а могут злиться на одного из родителей, делить их на «хорошего» и «плохого». Школьники могут обвинять папу или маму в эгоизме и выражать свой гнев разными способами: плохим поведением, плохими оценками, отстраненностью от внешнего мира и т.п. В результате стресса у детей часто возникают следующие реакции:
* ребенок чувствует себя обманутым;
* надеется, что родители еще будут вместе;
* чувствует себя брошенным тем родителем, который уехал;
* игнорирует школу и избегает дружбы;
* жалуется на головные боли или боли в желудке;
* у него появляются тревожные сны;
* могут появиться: потеря аппетита, проблемы со сном, диарея, частое мочеиспускание.Как сгладить негативные последствия: Необходимо восстановить пошатнувшиеся в результате развода чувство безопасности и самооценку. Для этого каждый из родителей должен качественно и интересно проводить с ребенком свободное время, обсуждать с ним его чувства, убеждать и словами и действиями, что ни один из родителей его не бросит, и он не виноват в сложившейся ситуации. В тоже время родители не должны обвинять друг друга в том, что произошло и объяснять ребенку, что развод был их общим решением. Важно поддерживать четкий график визитов, так как больше всего пользы в стрессовый период, дает постоянный режим, когда ребенок знает, когда и чего ему ожидать. Очень полезно разработать четкий график посещений [19].
В любом случае в этот сложный период ребенку необходимо как можно больше общаться с друзьями, родственниками и со сверстниками, участвовать в различных спортивных мероприятиях, ходить в какие-либо секции и кружки и т.п., так как активная социальная жизнь позволяет отвлечься от неприятных мыслей, повышает самооценку и не дает замыкаться в себе [14].
Дети от одинадцати лет и подростки.
Они понимают, но не принимают развод. Возможные детские реакции:
* ребенок чувствует разочарование, обиду;
* чувствует себя брошенным тем родителем, который не живет с ним рядом;
* пробует манипулировать родителями, используя сложившуюся ситуацию;
* становится "идеальным", или, наоборот, ведет себя вызывающе, прогуливает школу и занимается тем, что связано с риском (наркотики, кражи в магазинах и т.д.);
* игнорирует одного или обоих родителей;
Другое по теме:
Современная классификация отклонений в развитии
Классифицирование представляет собой своеобразный метод познания общих закономерностей, лежащих в основе научного предмета. Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования.
Нарушения развития (дизонтогении)
Время возникновения Врожденные Приобретенные
Обратимость Обратимые Частично обратимые
Необратимые
Х ...
Проблема межличностных конфликтов в психологии. Сущность
межличностных конфликтов
Тип межличностного конфликта, в противовес внутриличностному, организационному, межгрупповому, межнациональному, возможно, самый распространенный. Межличностный конфликт проявляется как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами, позициями, интересами, целями и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.
Межличностные конфликты можно рассматривать к ...
Описание процедуры исследования
Количество опрошенных: 50 человек – 25 супружеских пар.
8 пар – молодое супружество – средний возраст – 24 года
7 пар – супружество среднего возраста – средний возраст -33 года
6 пар – супружество зрелого возраста – средний возраст -42 года
4 пары – супружество пожилого возраста – средний возраст -53 года ...