Сущность стресса и методы управления
Страница 4

Психология » Управление стрессом » Сущность стресса и методы управления

· Стрессоустойчивость (СУ) - как устойчивость моторных, сенсорных и умственных компонентов деятельности при возникшем эмоциональном переживании. [К.К.Платонов].

· Б.Х.Варданян понимает стрессоустойчивость "как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности.

· Интегративным свойством личности, характеризующемся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, обеспечивающим успешное оптимальное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке, называет стрессоустойчивость П.Б.Зильберман.

· СУ – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности.

· "интегративное свойство человека, которое

a) характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности;

b) детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида;

c) проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности".

Тогда можно выделить, что для механизмов регуляции и проявления стрессоустойчивости характерны особенности:

· мотивации и намерений;

· функциональных и оперативных ресурсов;

· личностных черт и когнитивных возможностей;

· эмоционально-волевой реактивности;

· профессиональной подготовленности и работоспособности.

Таким образом, СУ рассматривается как характеристика, с одной стороны, влияющая на успешность деятельности; с другой стороны, обеспечивающая гомеостаз личности, как системы. Приобретению стрессоустойчивости способствует психическая саморегуляция.

"Психическая саморегуляция - это метод психопрофилактики и психогигиены, связанный, в основном, с произвольным управлением психическими, психофизиологическими процессами". Одним из достоинств этого метода - доступность каждому и отсутствие необходимости специального оборудования. Так, В.Л. Марищук и В.И.Евдокимов предлагают следующую классификацию методов управления психофизиологическим состоянием человека.

Методы оперативного управления.

1. методы психической регуляции

a) аутогенная тренировка

b) специальные приемы психической регуляции, имеющие профессиональную направленность

c) самоконтроль – саморегуляция

d) музыкальное кондиционирование

e) аромофитоэргономика

2. методы психофизиологической регуляции

a) физические упражнения в период профессиональной деятельности

b) массаж

c) рефлексотерапия (точечный массаж, иглоукалывание)

d) термовосстановительные процедуры (сауны, бани)

e) электрофизиологические методы (электростимуляция центральной нервной системы, электросон)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Современное состояние проблемы. Методы социальной психологии в проблемах СПИДа
Роль и значение социальной психологии и знаний, которыми она располагает, резко возросли на современном развитии общества. Сегодня овладение ими необходимо каждому человеку и профессионалу в любом виде деятельности. Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социо ...

Потребности безопасности и защиты.
Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно ...

Особенности развития внимания
Оба вида внимания (произвольное и непроизвольное) в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии, и здесь учителю необходимо много поработать. Внимание развивается в упражнениях. Исходя из особенностей внимания учащихся начальных классов, можно указать и некоторые пути его воспитания. Большое значение для развития внимания имеют внешние условия, благоприятные для продуктивных учебных занятий ...