Сущность стресса и методы управленияСтраница 4
· Стрессоустойчивость (СУ) - как устойчивость моторных, сенсорных и умственных компонентов деятельности при возникшем эмоциональном переживании. [К.К.Платонов].
· Б.Х.Варданян понимает стрессоустойчивость "как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности.
· Интегративным свойством личности, характеризующемся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, обеспечивающим успешное оптимальное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке, называет стрессоустойчивость П.Б.Зильберман.
· СУ – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности.
· "интегративное свойство человека, которое
a) характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности;
b) детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида;
c) проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности".
Тогда можно выделить, что для механизмов регуляции и проявления стрессоустойчивости характерны особенности:
· мотивации и намерений;
· функциональных и оперативных ресурсов;
· личностных черт и когнитивных возможностей;
· эмоционально-волевой реактивности;
· профессиональной подготовленности и работоспособности.
Таким образом, СУ рассматривается как характеристика, с одной стороны, влияющая на успешность деятельности; с другой стороны, обеспечивающая гомеостаз личности, как системы. Приобретению стрессоустойчивости способствует психическая саморегуляция.
"Психическая саморегуляция - это метод психопрофилактики и психогигиены, связанный, в основном, с произвольным управлением психическими, психофизиологическими процессами". Одним из достоинств этого метода - доступность каждому и отсутствие необходимости специального оборудования. Так, В.Л. Марищук и В.И.Евдокимов предлагают следующую классификацию методов управления психофизиологическим состоянием человека.
Методы оперативного управления.
1. методы психической регуляции
a) аутогенная тренировка
b) специальные приемы психической регуляции, имеющие профессиональную направленность
c) самоконтроль – саморегуляция
d) музыкальное кондиционирование
e) аромофитоэргономика
2. методы психофизиологической регуляции
a) физические упражнения в период профессиональной деятельности
b) массаж
c) рефлексотерапия (точечный массаж, иглоукалывание)
d) термовосстановительные процедуры (сауны, бани)
e) электрофизиологические методы (электростимуляция центральной нервной системы, электросон)
Другое по теме:
Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца
В течение уже первых двух месяцев жизни у ребенка интенсивно развиваются движения глаз, в то время как дифференцированные движения рук еще отсутствуют. Акт смотрения развивается таким путем: в 2-3 недели появляется конвергенция глаз, но взор ребенка на предмете остановить еще очень трудно; в 3-5 недель возникает задержка взора на предмете, хотя и очень незначительная; в 4-5 недель ребенок уже ум ...
Психология в недрах философии и естествознания
Слово “психология” появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Составили же его из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logia (понимание, знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двухтысячелетней работой великого множества умов. Постепенно слово психолог” вошло в оборот повседневной жизни. В пушкинской “Сцене из Фауста ...
Содержание ребенка в неполной семье
Одной из основных функций семьи является материальное обеспечение потребностей тех ее членов, которые сами не могут себя материально обеспечить. Поэтому закон о семье исходит из требований: все члены семьи должны взаимно, согласно своим способностям и возможностям, помогать друг другу, обеспечивая необходимый материальный и культурный уровень семьи.
В области гражданских взаимоотношений одним и ...


