Типология одиночестваСтраница 1
В нашей работе уже говорилось о том, что классифицировать одиночество чрезвычайно трудно, так как это индивидуальное переживание, качественно и количественно различное у разных людей. Поэтому традиционная классификация выглядит чрезвычайно бедно.
1. Одиночество как переживание, не выходящее за пределы нормы;
2. Патологическое одиночество (клинические случаи; сопровождаются депрессией, апатией, вспышками гнева, присутствует мотив самоистязания).
В дальнейшем в реферате мы рассматриваем лишь первый вид.
Есть смысл различать три типа одиночества: хронический, ситуативный, преходящий.
Хроническоеодиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода в жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.
Ситуативноеодиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например, брачного. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества.
Преходящееодиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.
Интересную классификацию типов одиночества предложил Садлер
. Он выделил элементарный феномен, лежащий в основе всех переживаний, и назвал его личностным миром. Он имеет четыре основных направления, в соответствии с которыми человек реализует свои возможности:
1. Уникальность судьбы индивида: актуализация внутреннего «Я» во всей его многозначности;
2. Традиции и культура личности (то есть личностные ценности и идеи);
3. Социальное окружение. Реализация социальных ролей.
4. Восприятие других людей.
В соответствии с этими критериями выделяется четыре вида одиночества: экзистенциальное, или космическое одиночество; культурное одиночество; социальное одиночество; межличностное одиночество.
Одиночество становится особенно нестерпимым, если оно представляет собой комплекс этих четырёх видов. Остановимся подробнее на этой классификации:
1. Экзистенциальное одиночество.
Оно связано, во-первых, с постижением себя как целостной реальности, соотнесения себя с природой. Если эта потребность не удовлетворяется, то возникает ощущение одиночества в виде тоски по Родине, общению с природой. В общении с другими людьми этот вид одиночества исчезнуть не может (его можно лишь на время приглушить), так как причины его лежат вне сферы человеческих коммуникаций. Встречается это переживание не у всех, а лишь у людей определённых профессий, тесно связанных с природой и т.п.
Во-вторых, у некоторых личностей сильно развита потребность в причастности к Богу, мистическому. При её фрустрации возникает специфическое переживание одиночества. Это сильнейший мотивирующий фактор, приводящий к образованию сект, порождающий религиозный фанатизм.
Другое по теме:
Психологическая мысль в средние века
Крушение античной цивилизации Древнегреческая цивилизация разрушилась в результате нараставшей социальноэкономической деградации общества которое ее породило. Была утрачена большая часть достигнутых знаний. Вначале исчезла потребность читать книги. Вскоре никто уже не мог их и понять. Их сжигали, чтобы нагреть воду в общественных банях, или уничтожали другими способами.
Жестокие удары по античн ...
Виды памяти.
Человека окружает огромное количество информации, которую нужно каждую секунду обрабатывать и сохранять каким-либо образом. Она поступает к человеку посредством зрения, слуха, осязания и т.д. Но не всегда получается полностью и внимательно рассмотреть объект, поэтому память разделяется на виды. Существуют различные подходы к классификации видов памяти, но в основных чертах они сходятся. В больши ...
Накатывание
духа или экстатическое состояние
Довольно ясное представление об экстатическом состоянии и условиях его возникновения во время молитв можно получить, познакомившись с рассказом члена хлыстовской секты «Богомольский союз» Андрея Зотова: «Мне самому случалось после долгого воздержания от плотского греха и строгого поста на собраниях плакать, как никогда не плакивал, просил сперва у Филиппика (Копылова), а потом у братии и сестер ...