Психологическая характеристика деятельности работника уголовного розыскаСтраница 2
Принять правильное решение, учитывая широкий диапазон возможных поступков правонарушителя (от подчинения до агрессивного поведения), отсутствие достаточно полной и достоверной информации о личности правонарушителя, подчас усугубляющееся его сообщением дезинформирующих сведении, дефицит времени при решении конфликтов, — задача сложная. Поведение работника уголовного розыска в конфликтной обстановке в значительной степени ограничено требованиями, вытекающими из принципов профессиональной деятельности и предписаний нормативных актов. Это означает, что работник уголовного розыска должен действовать в рамках своеобразных алгоритмов поведения, содержание которых в немалой мере зависит от обстоятельств конкретной жизненной ситуации и от субъективного восприятия конфликта его участниками Действия работников уголовного розыска в подобных ситуациях заслуживают внимательного изучения Они связаны с возможностью наступления ряда неблагоприятных последствий как психофизиологического (психология стресса)9, так и социального порядка.
Деятельность работников уголовного розыска по раскрытию преступлений представляется возможным определить как сложный и динамический процесс, включающий в себя целую систему различных поисковых мероприятий, осуществляемых преимущественно специальными средствами и методами протекающий в условиях экстремальности и стрессогенности.
В результате этой деятельности оперативный уполномоченный получает сведения о фактических данных, представляющих собой информацию либо материального (следы рук, ног, транспортных средств, орудий совершения преступления и т.д.), либо идеального (сведения о событии преступления, личности преступника, показания свидетелей, потерпевших и т.д.) свойства.
Процесс получения информации имеет поэтапный характер. Работники уголовного розыска на каждом этапе вынуждены принимать различные решения, в то время как собранная ими информация не всегда бывает полной и достоверной. Познавательное назначение оперативно-розыскной информации заключается в том, что она содержит сведения о связях между событиями и фактами, знание которых позволяет устанавливать круг лиц, в той или иной мере осведомленных о преступлениях, степень их осведомленности, социальную и нравственно-психологическую характеристику, настроения, вероятность противодействия и лжесвидетельства на допросах и т.д. Активное отражение различных черт объективной действительности связано, с одной стороны, с выдвижением познавательных моделей, а с другой — с выработкой своеобразных «схем действия» для достижения сознательно поставленных целей.
Познавательный процесс при раскрытии преступлений носит творческую направленность Она проявляется в том, что на каждом этапе решаются задачи проблемного характера, включающие в себя формулирование проблемы, ее анализ, поиск информации, построение гипотезы, ее проверку Получение знаний о действительности складывается из непосредственных представлений о событии преступления, оценки средств и методов получения соответствующей информации, оценки поведения лиц, различным образом причастных к исследуемым событиям
Процесс познания в оперативно-розыскной деятельности для достижения более высокого логического уровня знании предполагает обязательное применение рациональных приемов познания.
С возникновением проблемной ситуации, когда у человека появляется необходимость что-то понять, ответить на вопрос, разрешить противоречие, начинается мышление Оно осуществляется в виде операций, направленных на решение возникающих задач Постановка задачи является результатом того, что проблемная ситуация, содержащая какие-то нераскрытые звенья, подвергается анализу со стороны человека, субъекта10.
«Реально этот мыслительный процесс, — подчеркивает С Л. Рубинштейн, — обычно осуществляется в ходе какой-то конкретной деятельности — практической трудовой деятельности, разрешающей определенную производственную задачу, деятельности изобретателя, рационализирующего производственный процесс, в теоретической работе ученого, решающего какую-то задачу, или, наконец, в учебной деятельности учащегося, усваивающего в процессе учения добытые уже наукой знания».11
Раскрытие психологических закономерностей мышления работников уголовного розыска является одной из наименее исследованных проблем юридической психологии. Освещение этой проблемы представляется возможным в результате изучения мышления в процессе решения профессиональных задач по раскрытию преступлений.
Другое по теме:
Запрет на «двойные отношения»
(Двойными называются те отношения, в которых психолог, кроме профессиональной, выступает еще в какой-либо роли по отношению к клиенту).
Психологи предпочитают не вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания терапии, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту.
В ситуациях, когда психолог не может избежать внепрофессиональных о ...
Образ педагога в современной научной литературе. Основные
подходы к образу педагога в педагогической психологии
В самый ранний период духовный мир человека определялся той средой, в которой жили люди. Взаимоотношения окружающей среды и человека, его место в природном мире многое объясняют в психологии людей и помогают увидеть истоки некоторых черт характера даже современного человека. Принятие Русью христианства благоприятствовало приобщению Киевской Руси к мировой цивилизации. Обучение детей вначале вели ...
Современные концепции о физиологических механизмах,
лежащих в основе ощущений. Представления
о системном характере взаимодействия структур мозга в обеспечении ощущений
Системный принцип деятельности мозга — это принцип изучения мозга как многоуровневой, иерархической организованной системы, состоящей из взаимосвязанных компонентов — мозговых структур. Понимание физиологических основ психических процессов развивалось по двум направлениям: одно представляло психику как результат недифференцированной деятельности мозга, другое, основывающееся на экспериментальных ...