Психологическая характеристика деятельности работника уголовного розыскаСтраница 2
Принять правильное решение, учитывая широкий диапазон возможных поступков правонарушителя (от подчинения до агрессивного поведения), отсутствие достаточно полной и достоверной информации о личности правонарушителя, подчас усугубляющееся его сообщением дезинформирующих сведении, дефицит времени при решении конфликтов, — задача сложная. Поведение работника уголовного розыска в конфликтной обстановке в значительной степени ограничено требованиями, вытекающими из принципов профессиональной деятельности и предписаний нормативных актов. Это означает, что работник уголовного розыска должен действовать в рамках своеобразных алгоритмов поведения, содержание которых в немалой мере зависит от обстоятельств конкретной жизненной ситуации и от субъективного восприятия конфликта его участниками Действия работников уголовного розыска в подобных ситуациях заслуживают внимательного изучения Они связаны с возможностью наступления ряда неблагоприятных последствий как психофизиологического (психология стресса)9, так и социального порядка.
Деятельность работников уголовного розыска по раскрытию преступлений представляется возможным определить как сложный и динамический процесс, включающий в себя целую систему различных поисковых мероприятий, осуществляемых преимущественно специальными средствами и методами протекающий в условиях экстремальности и стрессогенности.
В результате этой деятельности оперативный уполномоченный получает сведения о фактических данных, представляющих собой информацию либо материального (следы рук, ног, транспортных средств, орудий совершения преступления и т.д.), либо идеального (сведения о событии преступления, личности преступника, показания свидетелей, потерпевших и т.д.) свойства.
Процесс получения информации имеет поэтапный характер. Работники уголовного розыска на каждом этапе вынуждены принимать различные решения, в то время как собранная ими информация не всегда бывает полной и достоверной. Познавательное назначение оперативно-розыскной информации заключается в том, что она содержит сведения о связях между событиями и фактами, знание которых позволяет устанавливать круг лиц, в той или иной мере осведомленных о преступлениях, степень их осведомленности, социальную и нравственно-психологическую характеристику, настроения, вероятность противодействия и лжесвидетельства на допросах и т.д. Активное отражение различных черт объективной действительности связано, с одной стороны, с выдвижением познавательных моделей, а с другой — с выработкой своеобразных «схем действия» для достижения сознательно поставленных целей.
Познавательный процесс при раскрытии преступлений носит творческую направленность Она проявляется в том, что на каждом этапе решаются задачи проблемного характера, включающие в себя формулирование проблемы, ее анализ, поиск информации, построение гипотезы, ее проверку Получение знаний о действительности складывается из непосредственных представлений о событии преступления, оценки средств и методов получения соответствующей информации, оценки поведения лиц, различным образом причастных к исследуемым событиям
Процесс познания в оперативно-розыскной деятельности для достижения более высокого логического уровня знании предполагает обязательное применение рациональных приемов познания.
С возникновением проблемной ситуации, когда у человека появляется необходимость что-то понять, ответить на вопрос, разрешить противоречие, начинается мышление Оно осуществляется в виде операций, направленных на решение возникающих задач Постановка задачи является результатом того, что проблемная ситуация, содержащая какие-то нераскрытые звенья, подвергается анализу со стороны человека, субъекта10.
«Реально этот мыслительный процесс, — подчеркивает С Л. Рубинштейн, — обычно осуществляется в ходе какой-то конкретной деятельности — практической трудовой деятельности, разрешающей определенную производственную задачу, деятельности изобретателя, рационализирующего производственный процесс, в теоретической работе ученого, решающего какую-то задачу, или, наконец, в учебной деятельности учащегося, усваивающего в процессе учения добытые уже наукой знания».11
Раскрытие психологических закономерностей мышления работников уголовного розыска является одной из наименее исследованных проблем юридической психологии. Освещение этой проблемы представляется возможным в результате изучения мышления в процессе решения профессиональных задач по раскрытию преступлений.
Другое по теме:
Почему?
«…Чтобы получить признание, тебе надо только умереть.
Посмотри на историю: кого ты там видишь?
Великих мертвецов.
Когда ты мертв, это становится интересно…»
Мультфильм из Интернета
Прежде всего, я думаю, стоит объяснить, почему эта глава называется так странно. Просто вопрос «Почему?» чаще всего задают друзья и родственники суицидентов.
А действительно, почему? Что заставляет молодых, физ ...
Характеристика задач, решаемых работником уголовного розыска
«Каждый из видов деятельности, будучи более или менее своеобразен по своей природе в целом, более или менее своеобразен и в психологическом отношении, у каждого из них свои навыки, автоматизированная «техника», свои более или менее специфические интеллектуальные задачи и процессы и свои формы творчества»12
В ходе мышления решаются не только готовые проблемы и задачи, но и ставятся новые для пос ...
Стилистический барьер
Стилистический барьер непонимания возникает, когда человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.
Другими словами, если стиль изложения слишком тяжелый, излишне л ...