Психологическая характеристика деятельности работника уголовного розыскаСтраница 2
Принять правильное решение, учитывая широкий диапазон возможных поступков правонарушителя (от подчинения до агрессивного поведения), отсутствие достаточно полной и достоверной информации о личности правонарушителя, подчас усугубляющееся его сообщением дезинформирующих сведении, дефицит времени при решении конфликтов, — задача сложная. Поведение работника уголовного розыска в конфликтной обстановке в значительной степени ограничено требованиями, вытекающими из принципов профессиональной деятельности и предписаний нормативных актов. Это означает, что работник уголовного розыска должен действовать в рамках своеобразных алгоритмов поведения, содержание которых в немалой мере зависит от обстоятельств конкретной жизненной ситуации и от субъективного восприятия конфликта его участниками Действия работников уголовного розыска в подобных ситуациях заслуживают внимательного изучения Они связаны с возможностью наступления ряда неблагоприятных последствий как психофизиологического (психология стресса)9, так и социального порядка.
Деятельность работников уголовного розыска по раскрытию преступлений представляется возможным определить как сложный и динамический процесс, включающий в себя целую систему различных поисковых мероприятий, осуществляемых преимущественно специальными средствами и методами протекающий в условиях экстремальности и стрессогенности.
В результате этой деятельности оперативный уполномоченный получает сведения о фактических данных, представляющих собой информацию либо материального (следы рук, ног, транспортных средств, орудий совершения преступления и т.д.), либо идеального (сведения о событии преступления, личности преступника, показания свидетелей, потерпевших и т.д.) свойства.
Процесс получения информации имеет поэтапный характер. Работники уголовного розыска на каждом этапе вынуждены принимать различные решения, в то время как собранная ими информация не всегда бывает полной и достоверной. Познавательное назначение оперативно-розыскной информации заключается в том, что она содержит сведения о связях между событиями и фактами, знание которых позволяет устанавливать круг лиц, в той или иной мере осведомленных о преступлениях, степень их осведомленности, социальную и нравственно-психологическую характеристику, настроения, вероятность противодействия и лжесвидетельства на допросах и т.д. Активное отражение различных черт объективной действительности связано, с одной стороны, с выдвижением познавательных моделей, а с другой — с выработкой своеобразных «схем действия» для достижения сознательно поставленных целей.
Познавательный процесс при раскрытии преступлений носит творческую направленность Она проявляется в том, что на каждом этапе решаются задачи проблемного характера, включающие в себя формулирование проблемы, ее анализ, поиск информации, построение гипотезы, ее проверку Получение знаний о действительности складывается из непосредственных представлений о событии преступления, оценки средств и методов получения соответствующей информации, оценки поведения лиц, различным образом причастных к исследуемым событиям
Процесс познания в оперативно-розыскной деятельности для достижения более высокого логического уровня знании предполагает обязательное применение рациональных приемов познания.
С возникновением проблемной ситуации, когда у человека появляется необходимость что-то понять, ответить на вопрос, разрешить противоречие, начинается мышление Оно осуществляется в виде операций, направленных на решение возникающих задач Постановка задачи является результатом того, что проблемная ситуация, содержащая какие-то нераскрытые звенья, подвергается анализу со стороны человека, субъекта10.
«Реально этот мыслительный процесс, — подчеркивает С Л. Рубинштейн, — обычно осуществляется в ходе какой-то конкретной деятельности — практической трудовой деятельности, разрешающей определенную производственную задачу, деятельности изобретателя, рационализирующего производственный процесс, в теоретической работе ученого, решающего какую-то задачу, или, наконец, в учебной деятельности учащегося, усваивающего в процессе учения добытые уже наукой знания».11
Раскрытие психологических закономерностей мышления работников уголовного розыска является одной из наименее исследованных проблем юридической психологии. Освещение этой проблемы представляется возможным в результате изучения мышления в процессе решения профессиональных задач по раскрытию преступлений.
Другое по теме:
Классификация типов депрессивного заболевания
1. По гипотетической причине:
а) Эндогенная депрессия – возникает изнутри - стабильное окружение.
Реактивная депрессия – обусловлена внешними обстоятельствами – лабильное окружение.
б) Первичная депрессия – наступает вне связи с другими психическими заболеваниями.
Вторичная депрессия наступает после развития другого психического заболевания, например алкоголизма, шизофрении.
2. По тяжести к ...
Система работы по формированию воображения у детей старшего дошкольного
возраста
Целью формирующего этапа эксперимента стала организация и проведение системы работы по развитию воображения у детей 5-6 лет. В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
1) разработать и апробировать систему средств, методов и форм работы, направленной на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
2) оценить степень эффективности предложенной системы ...
Методы психологической помощи детям в ситуации развода.
Игровая терапия
– метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет про ...