Состояние аффекта

Аффект может быть рассмотрен в двух направлениях:

1. Как судебно-психологическое экспертное понятие, охватывающее ряд юридически значимых эмоциональных реакций и состояний, ограничивающих способность обвиняемого к полноценному осознанию и произвольной регуляции своих действий.

В УК РФ присутствует понятие «аффект», используемое как синоним внезапно возникшего сильного душевного волнения. Статьи УК РФ, связанные с совершением преступления в состоянии аффекта, являются привелегированными, срок наказания в них ограничен двумя - тремя годами. В комментариях к УК РФ указывается, что в состоянии аффекта способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими снижена, что является основанием для признания преступления совершенного в таком состоянии менее общественно опасным, чем преступления, совершенного в спокойном состоянии психики.

Необходимым компонентом экспертизы выступает спровоцированность возникновения аффекта насилием, издевательством, тяжким оскорблением, длительной психотравмирующей ситуацией.

2. Как объект общепсихологического исследования (работы А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, В.К. Вилюнаса). В данном направлении исследуется соотношение аффекта с чувствами, эмоциями, настроениями, страстями, функции аффекта, их роль в регуляции деятельности.

Аффект может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Существуют состояния не менее дезорганизующие деятельность, чем аффект, стресс, фрустрация, конфликт.

Ряд авторов утверждает, что аффекты отличаются от эмоций большей силой и меньшей продолжительностью. Однако А.Н. Леонтьев говорит о том, что существуют более существенные функциональные различия:

1. Аффекты и эмоции – ситуационные переживания, в отличие от чувств. Эмоции отражают оценку возможной или текущей ситуации, а аффекты – ответная реакция на уже наступившую, чаще всего неожиданную для субъекта, опасную или психотравмирующую ситуацию.

2. Эмоции воспринимаются человеком как состояния своего «Я», а аффекты являются состояниями, возникающими помимо его воли. (Аффект воспринимается не как то, что является моим, а как то что происходит со мной).

3. Не смотря на то, что аффекты возникают пост-фактум по отношению к аффектогенным ситуациям, фиксируясь в виде определенного аффективного знака объектов и ситуаций, они способствуют повышению бдительности к возможному повторению ситуации.

К аффектам можно отнести состояния разной модальности: и отрицательно(гнев, ярость) и положительно окрашенные переживания(восторг).

Формы аффектов:

1. Стеническая – приводящая к агрессии.

2. Астеническая – обусловливающая страх, бегство, оцепенение.

Аффект (как общепсихологическое понятие) – это внезапно возникающие интенсивные и относительно кратковременные эмоциональные переживания различной модальности, наступающие вследствие определенных аффектогенных ситуаций: они обладают количественными и качественными отличиями от эмоций и могут ограничивать свободу волеизъявления человека при совершении конкретных действий.

Другое по теме:

Методология, методы и методики исследования организации временной перспективы в онтогенезе. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования
Цель данной работы – изучение реальных, жизненных критериев организации времени субъектом. Гипотеза: Особенности ситуации в зависимости от личностных параметров влияют на изменение в организации времени. Задачи : 1 .Провести теоретический анализ литературы по данной теме. 2 .Определить предмет организации временной перспективы в онтогенезе. 3. Проанализировать особенности восприятия врем ...

Факторы, влияющие на отношение к деньгам
В исследованиях зарубежных и отечественных авторов были выделены следующие переменные, влияющие на отношение к деньгам: пол, возраст, социокультурные и личностные особенности, характер трудовой деятельности, уровень дохода. Как отмечает О.С. Дейнека, у мужчин выявлена тенденция придавать деньгам повышенную ценность. Они оказались более компетентными в обращении с деньгами и более склонны к риск ...

Формирование внимания у младших школьников
Высокие требования ко всем видам и свойствам внимания ребенка предъявляет учебная деятельность. Являясь одним из основных условий успешности учебного процесса, внимание в нем и формируется. Особенно велико значение учебной деятельности для воспитания произвольного внимания. Большую роль в привлечении и поддержании внимания учащихся на уроках, а тем самым и в воспитании их внимательности как свой ...