Состояние аффекта
Аффект может быть рассмотрен в двух направлениях:
1. Как судебно-психологическое экспертное понятие, охватывающее ряд юридически значимых эмоциональных реакций и состояний, ограничивающих способность обвиняемого к полноценному осознанию и произвольной регуляции своих действий.
В УК РФ присутствует понятие «аффект», используемое как синоним внезапно возникшего сильного душевного волнения. Статьи УК РФ, связанные с совершением преступления в состоянии аффекта, являются привелегированными, срок наказания в них ограничен двумя - тремя годами. В комментариях к УК РФ указывается, что в состоянии аффекта способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими снижена, что является основанием для признания преступления совершенного в таком состоянии менее общественно опасным, чем преступления, совершенного в спокойном состоянии психики.
Необходимым компонентом экспертизы выступает спровоцированность возникновения аффекта насилием, издевательством, тяжким оскорблением, длительной психотравмирующей ситуацией.
2. Как объект общепсихологического исследования (работы А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, В.К. Вилюнаса). В данном направлении исследуется соотношение аффекта с чувствами, эмоциями, настроениями, страстями, функции аффекта, их роль в регуляции деятельности.
Аффект может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Существуют состояния не менее дезорганизующие деятельность, чем аффект, стресс, фрустрация, конфликт.
Ряд авторов утверждает, что аффекты отличаются от эмоций большей силой и меньшей продолжительностью. Однако А.Н. Леонтьев говорит о том, что существуют более существенные функциональные различия:
1. Аффекты и эмоции – ситуационные переживания, в отличие от чувств. Эмоции отражают оценку возможной или текущей ситуации, а аффекты – ответная реакция на уже наступившую, чаще всего неожиданную для субъекта, опасную или психотравмирующую ситуацию.
2. Эмоции воспринимаются человеком как состояния своего «Я», а аффекты являются состояниями, возникающими помимо его воли. (Аффект воспринимается не как то, что является моим, а как то что происходит со мной).
3. Не смотря на то, что аффекты возникают пост-фактум по отношению к аффектогенным ситуациям, фиксируясь в виде определенного аффективного знака объектов и ситуаций, они способствуют повышению бдительности к возможному повторению ситуации.
К аффектам можно отнести состояния разной модальности: и отрицательно(гнев, ярость) и положительно окрашенные переживания(восторг).
Формы аффектов:
1. Стеническая – приводящая к агрессии.
2. Астеническая – обусловливающая страх, бегство, оцепенение.
Аффект (как общепсихологическое понятие) – это внезапно возникающие интенсивные и относительно кратковременные эмоциональные переживания различной модальности, наступающие вследствие определенных аффектогенных ситуаций: они обладают количественными и качественными отличиями от эмоций и могут ограничивать свободу волеизъявления человека при совершении конкретных действий.
Другое по теме:
Выводы
1. Аффект может быть рассмотрен в двух направлениях: более узко как судебно-психологическое экспертное понятие и более широко как объект исследования общей психологии.
2. Исследование аффективных реакций затруднительно в связи со сложностью их создания в лабораторных условиях.
3. Господствующий в настоящее время метод описания депрессии представляет собой соединение отдельных точек, что поз ...
Основные принципы психологической коррекции
1. Принцип единства диагностики и коррекции – отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины ...
Предметно-практическое обучение как средство развития памяти у старших
дошкольников с нарушением зрения
Формирование и развитие памяти дошкольников, так же как и формирование других психических процессов, происходят в процессе деятельности. (Л. С. Выготский, 1932; А. В. Запорожец, 1964; Д. Б. Эльконин, 1964, А. Р. Лурия, 1966). От особенностей ее структуры в дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкре ...


