Состояние аффекта

Аффект может быть рассмотрен в двух направлениях:

1. Как судебно-психологическое экспертное понятие, охватывающее ряд юридически значимых эмоциональных реакций и состояний, ограничивающих способность обвиняемого к полноценному осознанию и произвольной регуляции своих действий.

В УК РФ присутствует понятие «аффект», используемое как синоним внезапно возникшего сильного душевного волнения. Статьи УК РФ, связанные с совершением преступления в состоянии аффекта, являются привелегированными, срок наказания в них ограничен двумя - тремя годами. В комментариях к УК РФ указывается, что в состоянии аффекта способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими снижена, что является основанием для признания преступления совершенного в таком состоянии менее общественно опасным, чем преступления, совершенного в спокойном состоянии психики.

Необходимым компонентом экспертизы выступает спровоцированность возникновения аффекта насилием, издевательством, тяжким оскорблением, длительной психотравмирующей ситуацией.

2. Как объект общепсихологического исследования (работы А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, В.К. Вилюнаса). В данном направлении исследуется соотношение аффекта с чувствами, эмоциями, настроениями, страстями, функции аффекта, их роль в регуляции деятельности.

Аффект может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Существуют состояния не менее дезорганизующие деятельность, чем аффект, стресс, фрустрация, конфликт.

Ряд авторов утверждает, что аффекты отличаются от эмоций большей силой и меньшей продолжительностью. Однако А.Н. Леонтьев говорит о том, что существуют более существенные функциональные различия:

1. Аффекты и эмоции – ситуационные переживания, в отличие от чувств. Эмоции отражают оценку возможной или текущей ситуации, а аффекты – ответная реакция на уже наступившую, чаще всего неожиданную для субъекта, опасную или психотравмирующую ситуацию.

2. Эмоции воспринимаются человеком как состояния своего «Я», а аффекты являются состояниями, возникающими помимо его воли. (Аффект воспринимается не как то, что является моим, а как то что происходит со мной).

3. Не смотря на то, что аффекты возникают пост-фактум по отношению к аффектогенным ситуациям, фиксируясь в виде определенного аффективного знака объектов и ситуаций, они способствуют повышению бдительности к возможному повторению ситуации.

К аффектам можно отнести состояния разной модальности: и отрицательно(гнев, ярость) и положительно окрашенные переживания(восторг).

Формы аффектов:

1. Стеническая – приводящая к агрессии.

2. Астеническая – обусловливающая страх, бегство, оцепенение.

Аффект (как общепсихологическое понятие) – это внезапно возникающие интенсивные и относительно кратковременные эмоциональные переживания различной модальности, наступающие вследствие определенных аффектогенных ситуаций: они обладают количественными и качественными отличиями от эмоций и могут ограничивать свободу волеизъявления человека при совершении конкретных действий.

Другое по теме:

Классификация эмоций
1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные. 2. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность). 3. Классификаци ...

Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессо
Первая серия была направлена уровень запоминания зрительных образов. В первом задании детям предлагалось запомнить три геометрические фигуры, а затем найти их среди других геометрических фигур, расположенных в случайном порядке, за определенное количество времени. Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней. Первый (высокий) уровень – ребенок узнал на картинке ...

Интерпретация результатов исследования
Результаты исследования уровня эмпатии при помощи методики "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова. При помощи методики "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова, нами были получены следующие результаты. Всем исследуемым нами студентам свойственен высокий, либо очень высокий уровень эмпатии. При этом для 76,47% испытуемых был характерен очень высокий уровень эмпатии и для ...