Состояние аффекта
Аффект может быть рассмотрен в двух направлениях:
1. Как судебно-психологическое экспертное понятие, охватывающее ряд юридически значимых эмоциональных реакций и состояний, ограничивающих способность обвиняемого к полноценному осознанию и произвольной регуляции своих действий.
В УК РФ присутствует понятие «аффект», используемое как синоним внезапно возникшего сильного душевного волнения. Статьи УК РФ, связанные с совершением преступления в состоянии аффекта, являются привелегированными, срок наказания в них ограничен двумя - тремя годами. В комментариях к УК РФ указывается, что в состоянии аффекта способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими снижена, что является основанием для признания преступления совершенного в таком состоянии менее общественно опасным, чем преступления, совершенного в спокойном состоянии психики.
Необходимым компонентом экспертизы выступает спровоцированность возникновения аффекта насилием, издевательством, тяжким оскорблением, длительной психотравмирующей ситуацией.
2. Как объект общепсихологического исследования (работы А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, В.К. Вилюнаса). В данном направлении исследуется соотношение аффекта с чувствами, эмоциями, настроениями, страстями, функции аффекта, их роль в регуляции деятельности.
Аффект может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Существуют состояния не менее дезорганизующие деятельность, чем аффект, стресс, фрустрация, конфликт.
Ряд авторов утверждает, что аффекты отличаются от эмоций большей силой и меньшей продолжительностью. Однако А.Н. Леонтьев говорит о том, что существуют более существенные функциональные различия:
1. Аффекты и эмоции – ситуационные переживания, в отличие от чувств. Эмоции отражают оценку возможной или текущей ситуации, а аффекты – ответная реакция на уже наступившую, чаще всего неожиданную для субъекта, опасную или психотравмирующую ситуацию.
2. Эмоции воспринимаются человеком как состояния своего «Я», а аффекты являются состояниями, возникающими помимо его воли. (Аффект воспринимается не как то, что является моим, а как то что происходит со мной).
3. Не смотря на то, что аффекты возникают пост-фактум по отношению к аффектогенным ситуациям, фиксируясь в виде определенного аффективного знака объектов и ситуаций, они способствуют повышению бдительности к возможному повторению ситуации.
К аффектам можно отнести состояния разной модальности: и отрицательно(гнев, ярость) и положительно окрашенные переживания(восторг).
Формы аффектов:
1. Стеническая – приводящая к агрессии.
2. Астеническая – обусловливающая страх, бегство, оцепенение.
Аффект (как общепсихологическое понятие) – это внезапно возникающие интенсивные и относительно кратковременные эмоциональные переживания различной модальности, наступающие вследствие определенных аффектогенных ситуаций: они обладают количественными и качественными отличиями от эмоций и могут ограничивать свободу волеизъявления человека при совершении конкретных действий.
Другое по теме:
Занятие №4 «Литературия»
Материалы:
плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, корона, трон, листочки со словами (кол-во комплектов по количеству детей в группе), истории об именах ребят из группы, распечатка с домашним заданием.
Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше третье путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ...
Анализ полученных результатов
При написании мини-сочинений, мы попросили учащихся учитывать следующие показатели: пол учителя, его возраст, профессиональные данные (знание преподаваемого предмета, объективность выставления оценки, умение преподносить новый материал и другие), личностные качества (аккуратность, пунктуальность, ответственность). Проанализировав мини-сочинения учащихся, мы определили, что:
1. 10 % учащихся хот ...
Потребности принадлежности и любви.
На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанности с другими в своей семье или в группе. Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тянуться к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сп ...