Заключение

В результате реализации поставленных задач в данной курсовой работе приходим к следующим выводам.

1. Ощущение – простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде. К основным закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

2. Анализ особенностей строения и функционирования трех функциональных блоков мозга позволяет предположить, что каждая форма сознательной деятельности всегда является сложной функциональной системой и осуществляется, опираясь на совместную работу всех трех блоков, каждый из которых вносит свой вклад в обеспечение всего психического процесса в целом.

3. Важным шагом явилось открытие детекторного принципа кодирования информации в ЦНС и модульного принципа организации коры больших полушарий. Суть детекторной концепции: нейроны-детекторы обеспечивают постоянный «мониторинг» изменений, происходящих в окружающей среде, и совокупная картина их деятельности создает чрезвычайно динамичную сенсорную модель внешней среды.

4. Суть концепции информационного синтеза: субъективный опыт возникает в результате определенной организации процессов мозга и сопоставления в зонах коры вновь поступившей информации с извлеченной из памяти. По Иваницкому, анализ раздражений происходит в определенной последовательности. Сначала стимулы анализируются по их физическим характеристикам, а затем на основе сопоставления этих характеристик с памятью происходит определение значимости стимулов для организма. Синтез информации о физических и сигнальных характеристиках стимула осуществляется в корковых центрах. Он является основой комплексной оценки сигналов, на базе которой происходит выработка целенаправленного поведения. Информационный синтез играет важную роль в осуществлении психических функций, в первую очередь ощущения и восприятия.

Таким образом, рассмотрев основные современные концепции о физиологических механизмах, лежащих в основе ощущений, можно сделать вывод о том, что, несмотря на всю кажущуюся простоту механизма процесса ощущения, проблема изучения данного явления все еще остается открытой.

Приложение 1

Возникновение ощущений

Приложение 2

Связь между зрительно воспринимаемой длиной волны и субъективным ощущением цвета

Длина волны

(в миллиардных долях метра)

Ощущение цвета

(возникает при воздействии на глаз волны соответствующей длины)

380—450

Фиолетовый

480

Синий

500

Голубовато-зеленый

521

Зеленый

540—560

Зелено-желтый

572

Желтый

600—650

Оранжевый

650-780

Красный

Приложение 3

Схема кольцевого движения возбуждения при возникновении ощущений

Другое по теме:

Предметно-практическое обучение как средство развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения
Формирование и развитие памяти дошкольников, так же как и формирование других психических процессов, происходят в процессе деятельности. (Л. С. Выготский, 1932; А. В. Запорожец, 1964; Д. Б. Эльконин, 1964, А. Р. Лурия, 1966). От особенностей ее структуры в дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкре ...

Описание полученных результатов
В результате, исследуя мотивационную готовность детей экспериментальной группы "Солнышко", в декабре и в феврале (после формирующего эксперимента), мы получили следующие данные: представленные в таблицах № 1, 2, 3, 4 (см. Приложение 2), таблицах №1,2 и рис. №1,2,3. Таблица 1. Мотивационная готовность экспериментальной группы, декабрь 2008 г. № Мотивы Количество испытуемых ...

Динамика развития уровня сформированности воображения по результатам контрольного этапа эксперимента
С целью определения эффективности проведенной в ходе формирующего этапа работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный срез. Его основными задачами являлись: 1) выявить уровень развития воображения у детей 5-6 лет; 2) проследить динамику развития воображения у детей после проведения формирующего эксперимента. Для реализации поставленных це ...