Введение
Страница 1

Верботональный метод реабилитации лиц с серьёзными проблемами в коммуникации развил в 1950 году профессор Petar Guberina, лингвист, специально занимавшийся проблемой восприятия речи. Главной особенностью метода является положение о том, что язык развивается из устной речи, и речь (будем использовать поочерёдно термины речь и устная речь) – общественное явление. Мы говорим, (т.е. используем устную речь), когда хотим что-то выразить или когда реагируем на определённое явление. В этом смысле «значение» речи передаётся не только лингвистическими, но также слуховыми и зрительными информациями, в ритме, интонации, громкости, темпе, паузах, напряжённости и жестах говорящего. Так, говорящий одновременно воспроизводит и воспринимает речь. Самое важное то, что аудиовизуальная информация отражается на воспроизведение по мере восприятия речи. Если восприятие меняется, речь также будет меняться. Исправляя его речь, мы одновременно исправляем и его восприятие.

Методика верботонального метода соответствует моделям развития языка, которые исследовались у нормально слышащих детей. До начала говорения ребёнок плачет, лепечет, воркует и воспроизводит звуки. Всё его тело участвует в создании и восприятии звуков. Такая звуковая активность не только ответ на слуховые ощущения, но в большей степени это ответ на проприоцептивные ощущения.

По мере созревания ребёнка его игра собственным голосом становится всё совершеннее. В это время ритм, интонация, ритмические двигательные активности, а также его вестибулярные, тактильные и проприоцептивные ощущения помогают развитию речи и языка. Ко времени произнесения первых осмысленных слов в 912 месяцев ребёнок уже научился использовать ритм и интонацию для придания словам различного значения. Напр., когда он говорит «Мама», это может значить «Мама, иди сюда» или «Мама, не уходи», или «Мама, я не могу. Если не поспешишь с едой, я закричу». Мать начинает быстро распознавать эти сообщения.

Ритм и интонация передают значение не только в детской речи, но и в устной речи взрослых. Если мы говорим «Мери вчера пришла домой» и акцентируем первое слово, нам не нужны другие слова, чтобы понять, что пришла Мери, а не кто-то другой. Если акцентируем слово «вчера», подразумеваем, что она пришла домой вчера, а не в другой день.

В 1938 году Guberina подчёркивал важность ритма и интонации в продукции и восприятии речи; кроме того, в результате своих исследований и практической деятельности он пришёл к выводу, что низкие частоты передают ритм и интонацию речи. Уже в начале 50х Guberina начал использовать эти два принципа в реабилитации глухих детей, у которых были остатки слуха только на низких частотах (Guberina, 1954). Он считал, что мозг лучше всего будет функционировать, если будет воспринимать аудитивные стимулы, к которым ухо наиболее чувствительно. Кроме того, будет обогащён (термин Piaget) оптимальным стимулом, и со временем, как и в результате упражнений, будет готов отвечать на всё более сложные требования, т.е. на менее благоприятные стимулы.

Лишь в конце 50х в начале 60х и другие исследователи начали использовать усиление низких частот в работе с другими детьми. Henk, Huizing, Taselaar (1958) пришли к выводу, что главное, что даёт улучшение разборчивости – это часть “частотной шкалы”, где слух наиболее восприимчив. Позднее было сказано: “Эти результаты похожи на эксперименты Guberini» (Huizing, Taselaar, 1959).

В США Daniel Ling (1963, 64, 65) был одним из первых, кто использовал у детей слуховые остатки на низких частотах. После посещения Центра верботонального центра в Марселе в 1960 году он сказал, что у глухих детей хорошая речь, т.к. верботональные аппараты передают низкие частоты без искажений. В результате исследований Ling создал первый коммерческий слуховой аппарат с широким диапазоном ответа на низких частотах. Позднее многие другие изготовители создали похожие слуховые аппараты. Вопреки широкому употреблению слуховых аппаратов с низкими или высокими частотными характеристиками разборчивой, ритмической речи у большинства детей не было.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Результаты диагностики самооценки дошкольников
В процессе диагностики самооценки дошкольников мы получили следующие количественные данные. Таблица 12 Результаты диагностики самооценки дошкольников № п\п Группа «А» (гиперактивные дети) Группа «В» (негиперактивные дети) 1. очень высокая самооценка 4 (13.3%) 0 2. высокая самооценка 18 (60%) 10 (33.3%) 3. средняя самооценка 8 (26.7%) 18 (60 ...

Экспериментальная часть. Объект, предмет, гипотеза, методы исследования
Предмет исследования – комплекс педагогических условий профессионального роста учителей. Объект – профессиональный рост педагогов Гипотеза исследования: мы предположили, что молодые неопытные специалисты имеют более высокий уровень парциальной сформированности и готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию. Методы исследования – методики «Мотивация на успех», «Мотивация на избежа ...

Оценка как междисциплинарная проблема
Самым первым вопросом, с которого в данном случае приходится начать анализ является терминологический вопрос. Дело в том, что «оценка» является не только широко распространенным в разговорном языке, но и многозначным словом. При его употреблении в жизненных ситуациях люди легко улавливают его значение из контекста. Однако при попытке его научного определения, как, кстати, и во всех подобных случ ...