Применение теории А. Адлера в психокоррекции
Страница 2

Психология » Основы психолого-педагогической коррекции » Применение теории А. Адлера в психокоррекции

Удовлетворенность жизнью исходит от социального интереса

как основы человеческого существования. По Адлеру, здоровая личность – это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предполагает социальное личностное чувство, поведение и когнитивное допущение.

Социальное личностное чувство

– это принадлежность дому, общности, вера в других, мужество быть несовершенным, человечность, оптимизм.

Социально-ориентированное поведение

– это помощь, участие, кооперация, эмпатия, ободрение, улучшение, реформация, уважительность.

Когнитивные социально-ориентированные допущения:

«Мои права и обязанности равны правам и обязанностям других»; «Мои личные цели могу быть достигнуты во благо общности»; «Выживание общества зависит от желания и способности граждан учиться жить вместе в гармонии»; «Я полагаю, что к другим стоит обращаться так же, как я бы хотел, чтобы другие обращались ко мне»; «Решающая мера моего характера то, какова степень, до которой я продвинут благополучием моего сообщества».

Идея социального интереса Адлера основана на предположении, что человек не самодостаточное существо, и поэтому он должен учиться взаимозависимости.

Цели коррекции

вытекают из основных положений концепции. Их можно представить следующим образом:

снижение чувства неполноценности;

развитие социального интереса (просоциальной направленности);

коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.

Позиция психолога.

Психологи, работающие в адлерианском русле, в центр своей деятельности выдвигают когнитивные аспекты психокоррекции, основная предпосылка их работы – найти ошибку в «картине мира» клиента,

из-за которой возникают психологические проблемы. Возможны четыре типа ошибок.

1. Недоверие.

2. Себялюбие.

3. Нереалистические амбиции.

4. Недостаток уверенности.

Требования и ожидания от клиента.

Основное для клиента – занять партнерскую позицию, т.е. позицию «на равных» по отношению к психологу. От клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Главное направление совместного поиска – базисные ошибки в мышлении о мире, поиск возможностей их коррекции. Клиент трактуется как «растерявшийся», «обескураженный», поэтому подбадривание, обращения к его личностным ресурсам – важное условие совместной работы. В начале психокоррекционных воздействий именно клиент формулирует условие контракта: цели, план осуществления, возможные препятствия, пути эффективного преодоления и т.д.

Техники

Техника психокоррекционной работы данного направления включает в себя следующие процедуры: установление правильных отношений, анализ и проработка личностной позиции клиента, подбадривание, поощрение развития самопонимания (инсайта) и помощь в переориентации. Эти процедуры соответствуют следующем четырем этапам психокоррекции:

1. Установление правильных отношений.

Основа этого этапа – формирование соответствующие установок в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание. Для этого используются коммуникативные навыки и умения.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Использование автоматических реакций основанных на стереотипах поведения
Прежде всего, все люди склонны поддаваться влиянию, если у них нет времени на тщательное обдумывание своих действий и при этом есть некоторые стимулы, которые запускают в действие стереотипное поведение или «…автоматическое реагирование. Как у животных, так и у людей, данные модели поведения, как правило, приводятся в действие каким-то одним элементом информации» (33). Использовать этот принцип ...

Приложения
Приложение 1 Таблица №1 Результаты диагностики уровня эмпатии студентов 2го и 4 курсов (методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова) Ф.И. О испытуемого Уровень эмпатии Очень высокий уровень (от 82 баллов) Высокий уровень (то 63 до 81 балла) Средний уровень (от 37 до 62 баллов) Низкий уровень (от 12 до 36 баллов) Очень низкий уровень (менее 11 баллов) 1. Р ...

Теоретические основы исследования психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе. Проблема психологической готовности в психолого-педагогических исследованиях
Готовность к действию характеризуется направленностью на выполнение того или иного действия. Предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков; готовность к противодействию возникающим в процессе выполнения действия препятствий; приписывание личностного смысла выполняемому действию. Готовность к действию реализуется за счет проявления отдельных составляющих действия: нейродинамической сф ...