Виды внимания и их характеристика
Страница 5

Психология » Развитие внимания у детей » Виды внимания и их характеристика

В школьной практике необходимо, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное. Однако следует учитывать, что постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительная. Это и определяет особое значение непроизвольного внимания в процессе обучения.

Особенности внимания

Внимание представляет собой многосторонний процесс. Одна из существенных сторон внимания, являющаяся необходимым условием всех видов деятельности человека – трудовой, учебной, спортивной, – это устойчивость внимания. Она определяется длительностью сохранения интенсивного (концентрированного) внимания. Устойчивость – характеристика внимания во времени. Показатель устойчивости высокая продуктивность деятельности в течении некоторого промежутка времени. Длительность интенсивного сосредоточения зависит от целого ряда условий: от характера и содержания деятельности, которая совершается при наличии того или иного вида внимания, от отношения к объекту внимания, от степени интереса к данному предмету или деятельности. Невозможно сколько-нибудь длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если сам он не меняется или если мы не можем рассматривать его с разных сторон. Ведь при рассматривании внимание как бы движется внутри определенных рамок, как бы перемешается по объекту, раскрывая в нем новые стороны. Степень устойчивости внимания увеличивается с увеличением сложности объекта внимания. Однако эта сложность должна быть оптимальной, в противном случае, возможно быстрое наступление утомления и ослабление сосредоточения.

Исключительно большое значение для устойчивости сосредоточения имеет активность личности, ее деятельность. Большое значение имеет и внутренняя мыслительная деятельность, связанная с решением задач, которые требуют наиболее полного отражения объектов снимания. Постановка в процессе деятельности все новых и новых задач, решение их – наиболее важные условия сохранения сосредоточения. [11, с. 174]

Одной из динамических особенностей внимания являются колебания внимания. Под колебанием внимания понимают периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности (напряжения внимания. Устойчивость внимания необходимо сочетается и с такой его динамической особенностью, как переключение. Переключение проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой. Это быстрое перемещение внимания, обусловленное сознательно и преднамеренно поставленной новой задачей. И еще необходимым условием усвоения является распределение внимания.

Для изучения особенностей внимания в психологии используют различные методы, которые помогают выработать внимание учеников для наилучшего усвоения учебного материала.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другое по теме:

Развитие психологии как самостоятельной науки зарождение психологии как науки
От механики к физиологии В начале XIX столетия стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим для нее служило “анатомическое начало”. Функции (в том числе психические) исследовались под ...

Ричард Шведер: Интенциональные миры
Центральным понятие теории Шведера является понятие интенциональности как основной характеристике опытно переживаемой нами реальности. Слово “intentional” может быть переведено как “сконструированный”, “вымышленный”, следовательно “интенциональный мир” - “вымышленный мир” или “сконструированный мир” - сконструированный посредством культуры, вымышленный на основании тех или иных культурных паради ...

Занятие №4 «Литературия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, корона, трон, листочки со словами (кол-во комплектов по количеству детей в группе), истории об именах ребят из группы, распечатка с домашним заданием. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше третье путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ...