Психологические трудности в деятельности и обучении школьников при переходе из начальной школы в основную. Психологические особенности младших подростков

Психология » Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из младшей школы в среднюю » Психологические трудности в деятельности и обучении школьников при переходе из начальной школы в основную. Психологические особенности младших подростков

С точки зрения психофизического развития возраст 10— 12 лет называют предпубертатным. Переходное состояние перед кризисом характеризуется особой эмоциональностью. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низкая самооценка. Однако, несмотря на несколько негативный фон развития ребенка в предподростковый возраст, исследования, анализируемые Г.А. Цукерман, показали, что явления дезадаптации при переходе в среднюю школу связаны у учащихся не с психофизиологическими факторами, а с социально-психологическими [4]. В данном возрасте меняется развитие познавательных процессов.

Память в подростковом возрасте перестраивается, переходя от механического запоминания к смысловому. Смысловая память приобретает опосредованный, логический характер, становится более доступным запоминание абстрактного материала.

Внимание подростка (а оно в этом возрасте зависит от физиологического состояния) превращается в хорошо управляемый, контролируемый процесс. Если у младших школьников преобладает произвольное внимание, то внимание подростка становится сосредоточенным, устойчивым, формируется непроизвольное внимание.

Говоря о психологических особенностях школьников 10-12 лет, необходимо отметить те возрастные особенности, которые в лучшем случае игнорируются при построении образовательной среды для 4-6 классов, а в худшем – служат почвой для возникновения конфликтов между учителями и учениками.

"Чувство взрослости", не подкрепленное ещё реальной ответственностью, - вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период. Если школа не предлагает ученикам средств взрослости, оно всё равно проявится, но самым невыгодным образом – в уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности.

Меняется социальная значимость подростка, характерным для этого возраста является имитация чьего-либо поведения. В отношении со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности. Но часто встречаются неуверенные в себе, замкнутые и излишне агрессивные, заносчивые дети, требующие к себе особого внимания.

Воображение подростка может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Реальность воображаемого мира – это его реальность. Подросток уже владеет непроизвольным и произвольным воображением. В данный период формируется воссоздающее воображение. Воображение подростка может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и личность ребёнка.

Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальным преобразованием в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений ребёнка [20, с.188].

В психолого-педагогической литературе часто школьникам возраста, переходного из младшей в среднюю школу, приписывают черты или десятилетних детей (младших школьников), или двенадцатилетних (подростков). Г.А. Цукерман отмечает, что возраст 10-12 лет оказался "ничьей землей" в возрастной психологии [25, с. 17]. Большое внимание психологическим особенностям 10-12-летних детей уделено в зарубежной психологии (Ж.Пиаже,. 3.Фрейд, Э.Эриксон). На представления Пиаже о развитии оказала значительное влияние его первоначальная подготовка в области биологии. Основой его теории стало биологическое понятие адаптации. Так же как органы тела адаптируются к окружающей среде, так и структуры мозга развиваются для того, чтобы лучше приспособиться к окружающему миру или отражать его [28]. Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. На пртяжении всего жизненного пути люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми [29]. По мнению Фрейда в этом возрасте запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры [30]. Таким образом в когнитивном развитии в 10-12 лет отмечается переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций, характеризуемой преобладанием гипотетико-дедуктивного подхода в решении задач над эмпирико-интуитивным, появлением способности вырабатывать стратегии поиска и организации информации и др. Хотя мышление учеников этого возраста еще не столь абстрактно и системно, как у более старших школьников, оно заметно отличается от мышления младших школьников: оно рефлексивно. Развитие рефлексии сказывается и на личностных преобразованиях школьника: у ребенка складываются свои собственные представления об академических, атлетических способностях, а также о физических и личностных характеристиках, определяющих популярность среди сверстников [25, с. 23]. Переориентация многих аспектов идентификации с родителей на сверстников, зарождающееся чувство взрослости приводит к так называемому социально-психологическому экспериментированию с собственной идентичностью, что позволяет предположить, что именно такое экспериментирование является ведущей деятельностью в предподростковом возрасте.

Другое по теме:

Функции семьи и их взаимосвязь
Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: р ...

Когнитивные процессы личности
В условиях управления и общения люди оценивают друг друга, прежде всего по уровню интеллекта, образуемого системой познавательных процессов. В частности, каждый руководитель должен быть требователен к качествам собственного интеллекта, а также к умственным способностям своих подчиненных при оценке их соответствия должности и характера выполняемых ими производственных задач. Познавательные проце ...

Занятие №2 «Страна Рисовандия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, ватманы 4шт., краски, кисточки 10шт., музыка, листы А4, цветные карандаши. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше первое путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали? ...