Теоретические основы исследования психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе. Проблема психологической готовности в психолого-педагогических исследованиях
Страница 2

Психология » Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из младшей школы в среднюю » Теоретические основы исследования психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе. Проблема психологической готовности в психолого-педагогических исследованиях

Психологическая готовность представляет собой сложное структурное образование. Разные авторы выделяют в ней различные компоненты. По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича [7,8], структура психологической готовности включает следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный. Основанием для их выделения являются составляющие процесса труда: осознание цели и поставленных задач, выработка плана предстоящих действий и его выполнение, регулирование действий в соответствии с поставленными задачами, сравнение полученных результатов с целью деятельности. Такой подход правомерен, так как данная структура психологической готовности может быть соотнесена с любым видом деятельности. Компоненты готовности к тому или иному виду деятельности связаны с ведущими качествами личности. Анализ различных, порой противоречивых, подходов к структуре психологической готовности к деятельности позволяет выделить три уровня изучения готовности: функциональный (учитываются психические функции, необходимые для достижения высоких результатов деятельности), личностный (акцент делается на свойствах и качествах личности) и комплексный (функционально-личностный).

В последнее время, когда общество все более ориентировано на гуманизацию личности, значительно возросла роль личностного фактора в деятельности, все чаще акцент переносится с физического аспекта деятельности на морально-психологический. Психологическая готовность помогает человеку успешно выполнять действия (умело используя свой опыт и знания, мобилизуя личностные качества), своевременно и безболезненно перестраивать свою деятельность при появлении непредвиденных обстоятельств. В связи с этим всё большую роль приобретает личностная готовность к деятельности. По мнению С. Л. Рубинштейна: "Всякая деятельность человека исходит от него как личности, как субъекта этой деятельности. Единство деятельности в единстве ее исходных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и целями личности. Поэтому изучение психологической стороны деятельности является не чем иным, как изучением психологии личности в процессе ее деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что в отечественной психологии нет единой точки зрения на структуру психологической готовности. Разные авторы выделяют различные компоненты готовности человека к деятельности. Несмотря на это, просматриваются три взаимосвязанные стороны: операциональная, функциональная и личностная. Во многих исследованиях психологическая готовность к деятельности определяется как сумма разных аспектов готовности, а ее сущность нередко сводится к простому перечислению структурных компонентов. Очевидно, что структура психологической готовности к деятельности должна быть раскрыта с учетом психологической структуры личности и в соответствии со структурой деятельности.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Виды простого категорического силлогизма
В зависимости от занимаемого средним термином места в посыл­ках различают четыре фигуры простого категорического силлогизма. Условимся на будущее для простоты ориентации в умозаключениях всегда большую посылку ставить на первое моего, или записывать ее перед меньшей. Умозаключение, в посылках которого средний термин занимает место субъекта в большей и место предиката в меньшей посылке, называет ...

Транзактный анализ
США. 1956 год. Расположенный в Сан-Франциско институт психоанализа отказывает в членстве в качестве психоаналитика 46-летнему психиатру Эрику Берну (1910-1970), пятнадцать лет проработавшему в данном направлении. Этот врач, вероятно принявший отказ как весьма болезненный удар, в очередной раз показал нам справедливость древней народной мудрости – "Нет худа без добра". Ведь это обидное ...

Психологическая характеристика деятельности работника уголовного розыска
Категория деятельности является в современной психологии одной из ведущих.Заслуга в развитии общепсихологической теории деятельности принадлежит советским психологам. Деятельность рассматривается как единица жизни, как условие формирования личности: «Психические свойства личности — не изначальная данность, они формируются и развиваются в процессе ее деятельности», — отмечал С.Л Рубинштейн. В тру ...