Введение
Страница 1

Актуальность. Успешность учебно-воспитательной работы в современной школе зависит от учета специфики психологических особенностей учащихся в переходные периоды их жизнедеятельности. Одним из наиболее рельефных периодов личностного развития школьников является их переход из начальной школы в среднюю, когда существенно меняется социальная ситуация развития.

Мой двадцатилетний опыт школьной практики свидетельствует о том, что переход на вторую ступень общего образования не всегда происходит у учащихся бесконфликтно и безболезненно. Не все школьники оказываются психологически готовыми к преодолению трудностей адаптационного периода, не все поднимаются в своем развитии до уровня соответствия новым требованиям. Переход же в 5 класс психологически неготовых учащихся может вызвать или еще более усугубить их негативное отношение к учебе и школе в целом. Трудности переходного периода прямо или косвенно влияют на эффективность обучения и воспитания, а также на психическое и соматическое здоровье школьников.

Адаптационный период обучения в 5 классе является для выпускников начальной школы особенно сложным, так как им приходится преодолевать ряд серьезных трудностей, испытывать на себе новые, порой непосильные требования. Именно в это время высока вероятность возникновения у учащихся школьной дезадаптации, приводящей к снижению школьной мотивации и успеваемости, развитию негативных психических состояний (тревожности, страхов и др.), снижению самооценки, нарушениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всё это создает ситуацию адаптационного риска, который тем более вероятен, чем менее школьник к нему подготовлен.

Одним из условий, гармонизирующих процесс адаптации, является психологическая готовность младших школьников к обучению в основной школе, которая выступает субъективным фактором, способствующим профилактике, нивелированию и преодолению трудностей адаптационного периода. Первый год обучения на второй ступени общего образования имеет для школьников огромное значение, так как от его успешности во многом зависит то, как сложится их дальнейшая жизнь и деятельность в основной школе. Только специалисты, работающие с детьми в начальной школе, могут помочь решить эту и ряд других задач, связанных с подготовкой детей к переходу в основную школу. Мне как преподавателю начальных классов очень важно изучить данную проблему и помочь своим учащимся как можно легче адаптироваться в пятом классе.

Объектом исследования является психологическая готовность младших школьников.

Предметом исследования – особенности психологической готовности младших школьников к переходу на вторую ступень общего образования.

Цель исследования: психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из младшей школы в среднюю.

Гипотеза исследования. Адаптация учащихся пятых классов будет полностью успешной только при организации специальной совместной работы психологов, педагогов и родителей по формированию готовности школьников к переходу на вторую ступень общеобразовательной школы.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.

2. Изучить структуру психологической готовности ребенка к обучению в основной школе.

3. Провести диагностику по психологической готовности к обучению в средней школе.

Методологическая база исследования. При работе над исследованием использованы теоретические разработки и практические исследования отечественных и зарубежных исследователей по проблемам возрастного развития (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Э.Эриксона, З.Фрейда, Ж.Пиаже); отечественные и зарубежные разработки проблем адаптации (Г.А.Цукерман, Е.В.Новиковой, В.Е.Кагана, А.Л.Гройсмана, Ю.К.Бабанского, Б.С.Круглова, В.В.Давыдова, В.Т.Кудрявцева, Д.Хамблина). Изучены структура, диагностика, формирование психологической готовности к школе (Т.Н.Князевой, опросник Филлипса).

Исследователи отмечают огромную важность изучения "проблемы пятых классов" и разработки основных направлений оптимизации процесса перехода младших школьников в среднюю школу.

Методы исследования.

В ходе проводимого эксперимента использовались следующие методы психолого-педагогического исследования: теоретические (изучение психолого-педагогической литературы); эмпирические (наблюдения, беседы с детьми и родителями, изучение опыта работы коллег); диагностические (проведение диагностики по книге Т.Н.Князевой "Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе".)

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Анализ результатов исследования
Все больные научно получали антиретровирусную и психофармакологическую терапию. Отмечено, что 6 человек умерло от СПИДа, то есть конкретная причина смерти не обозначается ни в одном случае. Летальные исходы наступали, несмотря на лечение антиретровирусными препаратами. С другой стороны, назначение последних сыграло определённую негативную роль в механизме наступления смерти. Социально-психологи ...

Классификация эмоций
1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные. 2. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность). 3. Классификаци ...

Исследование семейных конфликтов. Конфликты
Ø Понятие «конфликт» Конфликт – это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей или групп, взаимно противоположных, несовместимых исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и группы. Конфликты социально обусловлены и опосредованы индивидуальными особенностями психики людей. Они связаны с ...