Эмоции и движение.
Страница 2

Кроме основных, врожденных эмоций, Дарвин дифференцировал еще и сложные эмоции. Сложные эмоции известны людям в каждой культуре, но они не имеют прототипов поведенческих паттернов. Он выделил такие сложные эмоции как ревность, зависть, скупость, мстительность, подозрительность, лживость, лукавство, вина, тщеславие, самодовольство, честолюбие. гордость, скромность.

Томкинс, исследуя врожденные аффекты, открыл еще один аффект, который не описал Дарвин, это аффект - интерес (любопытство). В открытии этого аффекта Томкинсу помогли наблюдения за своим маленьким сыном. Томкинс сделал предположение, что Дарвин не выделил интерес как аффект может быть потому, что связывал его с мыслительной функцией. Томкинс также разработал шкалу интенсивности врожденных аффектов от слабого выражения до экстремально-сильного. Например, аффект страха: опасение -тревога -страх -ужас -паника. А, например, шкала аффекта гнева выглядит таким образом: легкое раздражение -раздражение -фрустрация -гнев -ярость. Томкинс разделил базовые аффекты на позитивные (радость и интерес), негативные (страх, горе, гнев, презрение, стыд) и останавливающий (удивление).

К. Юнг подчеркивал важность эмоций как движущей силы поступка. В 1916 году он описал случай из своей практики, в котором он наблюдал как движение, танец были одной из форм выражения бессознательного.

Юнгианский аналитик, ученый, один из основателей института К. Юнга в Сан-Франциско) Люис Стюарт (Luis Stuart), основываясь на приведенных выше исследованиях Ч.Дарвина, Томкинса и, опираясь на основные принципы юнгианского подхода в психологии, разработал концепцию "Система базовых аффектов". Смысл процесса индивидуации рассматривал как развитие самости (Self) от начальной (в основе которой лежат базовые аффекты) к реализованной. В понятие реализованный Self Л.Стюарт включал самосознание, эго-функции, развивающиеся образы и высшие ценности, которые являются различными в зависимости от базового аффекта, от которого они развиваются. На развитие Self влияют символические культурные установки комплексные семейные эмоции, которые присутствуют в семье, где личность развивается (примеры сложных семейных эмоций: любовь, уважение, внимание, сострадание, ревность, зависть, лживость, вина и т.д.)

Стюарт назвал позитивные эмоции "энергетическим источником жизни", а негативные - "кризисными аффектами", которые нужны для выживания и они трансформируются посредством игры в позитивные. А аффект удивления, который Томкинс называл "останавливающим", Стюарт определил как "переориентирующий". Также автор рассматривал стыд и презрение как один аффект, развивающийся из первичного аффективного рефлекса отвращения, но разнонаправленный: стыд - внутрь себя, презрение - во внешний мир".

В процессе развития социальное окружение принуждает индивида подавлять или маскировать свои эмоции, и тогда они начинают выражаться в телесных симптомах, психосоматических заболеваниях. Поэтому танце-двигательная терапия глубоко связана с выражением и трансформацией эмоций. Экман утверждает, что каждая эмоция имеет свою ценность в выживании, а также и духовное измерение. Но та же самая эмоция, которая подавляется, может исказить тело. Именно через движение можно дать выход сильным эмоциям (например: хлестание, толкание, давление, размахивание могут трансформировать сильные эмоции, которые с помощью слов не могли быть выражены).

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Исследование познавательной сферы личности Елизаветы Л.
Изучение устойчивости внимания (тест "Таблицы Шульте") Стимульный материал: 5 таблиц в 25 клеток (5х5), с цифрами расположенными в таблицах в случайном порядке, цифры от 1 до 25. Задача испытуемого: отыскивать цифры и показывать их в порядке возрастания. Фиксируется время выполнения, затем строиться кривая устойчивости внимания. В данной таблице указано время, затраченное испытуе ...

Развитие рецепторной и двигательной сферы младенца
В течение уже первых двух месяцев жизни у ребенка интенсивно развиваются движения глаз, в то время как дифференцированные движения рук еще отсутствуют. Акт смотрения развивается таким путем: в 2-3 недели появляется конвергенция глаз, но взор ребенка на предмете остановить еще очень трудно; в 3-5 недель возникает задержка взора на предмете, хотя и очень незначительная; в 4-5 недель ребенок уже ум ...

Карл Густав Юнг: типы личности
Данная методика ставит целью определить тип личности на основе соционического анализа. Само понятие "тип личности" впервые появилось в работах швейцарского психолога Карла Юнга. Этот человек является родоначальником целой наук34и под названием соционика. В основе ее лежит мысль о том, что поведение человека, сколь бы разнообразно оно не было, вполне логично, неслучайно, а значит поддае ...