Заключение
Страница 1

При анализе литературы по данной теме, мы в соответствие с поставленными задачами:

1. Рассмотрели взгляды зарубежных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного

2. Рассмотрели взгляды отечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного

Несмотря на многообразие точек зрения на рассмотренную проблему, во всех рассмотренных теориях есть множество сходных положений на понимание сознания и бессознательного.

Многие зарубежные и отечественные учёные занимались изучением этой проблемы. В зарубежной психологии огромный вклад в развитие учения о бессознательном внёс З.Фрейд, акцентируя внимание на том, что основную роль в регуляции психической жизни играет бессознательное, а сознание – лишь небольшая часть нашей психики, которая в данный конкретный момент актуально осознаётся человеком. В последствие его теорию развил и дополнил Г. Юнг. Он считал психику динамически противоречивым единством, дополняющим и компенсирующим взаимодействием сознания и бессознательного при непрерывном энергоинформационном обмене между ними.

К.Ясперс рассматривал многообразие значений, приписываемых термину бессознательное, а так же рассматривал различные степени сознания – от ясного сознания, до его полной утраты. Он критиковал психоаналитиков за то, что они делали основной акцент на биологических характеристиках человека и инстинктах, которые не могут отразить сущность высших уровней человеческой деятельности.

В отечественной психологии проблемы соотношения сознания и бессознательного в своей теории рассматривал Л.С. Выготский, говоря о том, что бессознательное обладает всеми свойствами психического, кроме того, что оно является сознательным переживанием.

Так же он отмечал, что сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение. Говоря о сознание Л.С. Выготский подчёркивал, что сознание это объединение психических функций, способностей и свойств личности.

Д.Н. Узнадзе рассматривал соотношение сознания и бессознательного с позиции разработанной им теории установки. Согласно взглядам Д.Н. Узнадзе, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.

И Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский отрицали тот факт, что бессознательная сфера является ведущей в жизни и деятельности человека.

Современные украинские учёные, такие как О.В. Скрипниченко, Мясоед П.А. и др. Рассматривали эту проблему, указывая на то, что различные бессознательные явления по-разному связаны с поведением человека и его сознательной регуляцией. Украинские психологи – синтезировали множество теорий и в итоге пришли к своему пониманию соотношения сознания и бессознательного. В частности, П.А. Мясоед схематизировал соотношение сознания и бессознательных процессов в человеческой психике.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием, а так же с поведением человека и его сознательной регуляцией.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Психологическая мысль в эпоху просвещения
Просвещение В этот век, как и в предшествующий, в Западной Европе шел процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Индустриальная революция в Англии превратила ее в могущественную державу. Глубокие политико-экономические изменения привели к революции во Франции. Расшатывались феодальные устои в Германии. Эти социальные сдвиги укрепляли в противовес клерикализму, всесилию церкви, ...

Результаты исследования и практические рекомендации
Исходя из теоретических и практических результатов исследования, можно наметить эффективные пути изменения конфликтных отношений на позитивно-конструктивные. Должно строиться по типу управления своими эмоциями в конфликте. Этому может способствовать социально-психологический тренинг, участники которого могут обучиться важнейшим навыкам самоконтроля и понимания другого человека. Умение поддержива ...

Выводы
1. При помощи методики "Прогностическая задача" было установлено, что из 90 протестированных подростков 28 ( 31,1%) имеют высокий, 31 (34,45%) низкий и 31 (34,45%) средний уровни способности к прогнозированию. 2. При помощи опросника агрессивных реакций Басса-Дарки было выявлено, что 35 (38,89 %) из 90 исследуемых подростков имеют низкий уровень физической агрессии, 29 (32,2 %) подрос ...