Проблематика личности в социальной психологииСтраница 1
Проблематика личности является междисциплинарной. Феномен личности исследуется многими науками: философией, социологией, культурологией, психологией и конечно же социальной психологией. Специфика социально-психологического подхода к исследованию личности – в изучении конкретных групп и конкретных систем деятельности, в которые включен индивид, и анализ групп (и конкретных систем деятельности), в которых индивид реализует свою социальную сущность.
Сам предмет социальной психологии как самостоятельной науки складывался во многом через попытки ответить на вопросы:
· Является ли человек в своей социальной сущности продуктом и «слепком» своего окружения или же он творит его?
· Психологическое есть результат социального влияния или же социальные явления суть отражения психологических закономерностей?
· Какой логике отдать предпочтение: социальному конструированию личности или конструированию личностью «поля социального»?
История становления социально-психологических исследований личности сливается с прошлым всей социальной психологии. Однако именно последние два-три десятилетия развития социальной психологии оказались отмечены значительной актуализацией исследовательского интереса к вопросам личности. Во многом это было связано:
1) с появлением и бурным развитием относительно новой ее области - психологии социального познания, которая ставит своей основной задачей анализ закономерностей, которым подчиняются понимание и интерпретация человеком окружающей социальной действительности, а также его адаптация к ней.
2) а также объективной динамикой современного общественного развития. Высокий темп социальных изменений в различных областях общественной практики, нарастание количества ранее не возникавших, неопределенных социальных ситуаций, иными словами, та новая социальная реальность, которая сегодня уже традиционно определяется как социальная нестабильность, неминуемо предъявляют повышенные требования к ее субъекту в плане активности [2].
Именно поэтому исследование процессов построения человеком своей социальной и личностной идентичности, формирования персональной системы ценностей, когнитивных механизмов, обеспечивающих индивидуальные стратегии поведения в изменяющихся социальных обстоятельствах, т.е. того, что в целом можно определить как активность личности в ходе социализации, составляет сегодня значительную часть социально-психологического знания.
Однако проблематика личности неизменно оставалась одной из наиболее конфликтных в социальной психологии. Это было связано с самим ее предметом — изучением человека как социального существа. Будучи объективирована Другим именно как некоторая социальность, личность каждого из нас неизменно дана в субъективном восприятии как неповторимость, уникальность, соответственно за любым социально-психологическим подходом к личности постоянно «тенью отца Гамлета» вставала общефилософская проблема индивидуальной свободы и детерминации. Таким образом, внутренняя конфликтность всей социальной психологии личности поддерживалась невозможностью найти однозначный ответ на ее основной вопрос, а также определить однонаправленный вектор развития человека: не пренебрегая его обусловленностью всем социокультурным «полем», с одной стороны, и не отказывая в возможностях персонального самоопределения — с другой.
Однако данная внутренняя конфликтность задавалась и задается не только этим. Как отмечается современными исследователями проблемы личности в социальной психологии [2], за тем или иным решением вопроса психологии личности всегда стоят вопросы морали и возможностей социального влияния: может ли человек быть носителем некоторых универсальных ценностей или же определяющими выступают социальные ценности, всегда имеющие весьма конкретную пространственно-временную локализацию? И следует ли воздействовать на социальные структуры в целях изменения их членов или же необходимо так или иначе влиять на людей, чтобы изменить эти социальные структуры? И если для других психологических дисциплин данные вопросы носили, в общем, довольно умозрительный характер, то для социальной психологии их решение имело вполне «приземленные», практические следствия.
В социальной психологии личности существует еще одна неопределенность: она связана с ![]()
![]()
неоднозначностью имеющихся трактовок самого понятия социальной детерминации личнсоти. В целом их существует две:
Другое по теме:
Требования к готовности психолога к психокоррекционному воздействию
Основные компоненты профессиональной готовности к коррекцнонному воздействию
Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.
Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции.
Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать ...
Теоретическая часть. Теории игры. Теория игры К. Грооса
Это теория упражнения или самовосприятия.
Основные положения теории
Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению; у самых высших животных к прирождённым особенностям их органической натуры следует отнести и импульсивное стремление к деятельности, проявляющееся с особенной силой в период роста у высших живых существ прирожд ...
Описание разновидностей нарушения сознания.
Понятие сознания в психиатрии не совпадает с его философским и психологическим содержанием. Оно является скорее "рабочим". Ведущий современный психиатр А. В. Снежневский говорит, что "если подходить к сознанию в философском смысле, то мы, естественно, должны сказать, что при всяком психическом заболевании высшая форма отражения мира в нашем мозге нарушается" [173, 99-100]. По ...


