Почему?
Страница 4

А подростков, жаждущих обрести спасение в речах харизматичных лидеров сект, на этой скользкой дорожке и подавно ожидает страшная опасность, потому что ради своей секты подросток вполне способен на любые, даже самые ужасны действия. Причем не только по отношению к себе, но и к другим людям. Известен случай, когда один из совсем молодых адептов японской секты Аум Сенрикё был послан в центр Токио с бомбой в рюкзачке. Он должен был не только умереть сам, но и забрать жизни тех людей, которые по чистой случайности оказались рядом. Однако, об этой акции узнали городские власти, и теракт удалось предотвратить.

На этом хотелось бы завершить краткую характеристику вероятных причин подростковых суицидов. Но не стоит, однако, забывать, что все эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе, но в менее выраженных формах (то есть, генеральной причины нет, есть множество беспокойств, которые, накапливаясь, подводят подростка к краю бездны).

Если далее рассматривать механизм развития суицидального поведения, то можно сказать, что после того, как на ребенка воздействует травмирующая ситуация, в ответ на нее, естественно, возникает и реакция. И А.Г. Абрумова, долгое время занимавшаяся изучением суицидального поведения, выделила ряд эмоциональных реакций, которые наиболее часто приводят к суициду.

1.

Реакция эмоционального дисбаланса

Данная реакция характеризуется широким диапазоном отрицательно окрашенных эмоций, а также сокращением круга и глубины контактов. То есть подросток постоянно «загружен», не идет на общение, дистанцируется от старых друзей и знакомых, агрессивно реагирует на попытки окружающих выяснить причины подобного поведения.

2.

Пессимистическая ситуационная реакция

При реакциях данного типа выражены в первую очередь изменения мироощущения, установление мрачной окраски мировоззрения, суждения и оценок, видоизменение и переструктурирование системы ценностей. Это весьма неблагоприятно потому, что мир воспринимается в самых «черных тонах», стойко снижается уровень оптимизма, преграждается путь к репродуктивному планированию деятельности, которое, в конце концов, исчезает вовсе. Тогда вся энергия психики устремляется в русло разрушительных и саморазрушительных тенденций с выходом в так называемый «сиюминутный» суицид (т.е. суицид, произошедший под влиянием одномоментного порыва, незапланированный и непродуманный).

3.

Реакция отрицательного баланса

Содержанием данной реакции является рациональное «подведение жизненных итогов», предполагающее высокий уровень самокритичности, отсутствие аффективной напряженности («холодный» пресуицид[5])

4.

Реакция демобилизации

Реакция демобилизации отличается отказом или ограничением привычных контактов, что вызывает устойчивые, длительные и мучительные переживания одиночества, беспомощности, безнадежности. Результативность деятельности, продуктивность (на фоне усугубляющейся астенизации и потери активности) оказывается невысокой и не удовлетворяет самого субъекта, усугубляя его душевный дискомфорт и ощущение отвергнутости и изолированности

5.

Реакция оппозиции

Ситуационная реакция оппозиции характерна своей выраженно экстрапунитивной позицией личности, повышающейся степенью агрессивности, возрастающей резкостью отрицательных оценок окружающих и их деятельности. В отдельных случаях агрессивные тенденции меняют направление, переключаясь на механизм аутоагрессии. Подобный тип реакции имеет невысокий уровень суицидального риска. Только в крайне редком случае, при неразрешенном конфликте лица, давшие этот тип ситуационной реакции, прибегают к демонстративно-шантажным суицидальным действиям.

6. Реакция дезорганизации

Реакция дезорганизации содержит в своей основе тревожный компонент с выраженными соматовегетативными проявлениями (гипертонические и сосудисто-вегетативные кризисы, нарушения сна).

Страницы: 1 2 3 4 

Другое по теме:

Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска
Мыслительные процессы занимают важное место в деятельности работника уголовного розыска. По сути, весь смысл его работы состоит в постоянном добывании и переработке специфической информации. В теоретических и экспериментальных исследованиях советских психологов (П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, О.К. Тихомирова) мышление определяется как ведущий ко ...

Характеристики неформальных организаций
Процесс развития неформальных организаций и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию у этих организаций свойств, которые делают их одновременно и похожими, и непохожими на формальные организации. Ниже приводится краткое описание основных характеристик неформальных организаций, которые имеют прямое отношение к управлению, так как оказывают сильное влияние на эффективность ...

Семья как система. Сущность структура и функции семьи
Семья является социальной системой и может рассматриваться как констелляция подсистем, определяемых в терминах поколение, пола и роли. Разделение труда между членами семьи определяет одни узлы, привязанности определяют другие, и каждый член семьи является участником нескольких подсистем, иногда диадических, иногда полидиадических [4]. Семья – это также важнейшая форма организации личного быта, ...