Период младенчества. Условия развития младенца. Младенец и взрослыйСтраница 1
Жизнь младенца зависит от ухаживающих за ним взрослых. Взрослый, перемещая ребенка в пространстве, обеспечивает ему разнообразные зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения. Контакт ребенка с действительностью осуществляется непосредственно через взрослого: он подносит к глазам ребенка различные предметы для рассматривания, стучит погремушкой, впервые кладет в ручку ребенка предмет для хватания. Нет почти ни одной потребности, которую ребенок мог бы удовлетворить, минуя взрослого.
Д.Б. Эльконин приводит слова Л.С. Выготского из статьи «Младенческий возраст»: «Эта зависимость младенца от взрослых создает совершенно своеобразный характер отношения ребенка к действительности (и к самому себе), выражающийся в том, что эти отношения всегда оказываются опосредованными через других, всегда преломляются через призму отношений с другим человеком. В этом смысле младенца можно назвать максимально социальным существом».(Э.стр32)
Взрослый выступает перед ребенком как центральный элемент окружающей действительности, как центр всякой ситуации.
С. Фаянс предлагала младенцам привлекательную игрушку на близком расстоянии – 9см, и ребенок тянулся к ней; затем она постепенно отодвигала игрушку – реакция ребенка ослабевала, и, наконец, на расстоянии 100см ребенок переставал тянуться к игрушке. Когда же рядом с игрушкой, находящейся в отдалении появлялся взрослый, она вновь вызывала живейшую реакцию. А.В. Ярмоленко изучала сравнительную привлекательность различных предметов для младенцев первого полугодия жизни. Полученные данные приведены в таблице. Из них видно, что ребенок все более и более выделяет взрослого из других предметов.
Социальные реакции на протяжении первого года жизни нарастают. Во втором полугодии эти реакции достигают максимальной частоты. На шестом месяце простая фиксация (без дополнительных жестов) лиц других людей занимает 50%; на седьмом месяце число таких реакций снижается до 26%, а число реакций с жестами возрастает до 41%. Между седьмым и двенадцатым месяцами жесты, направленные на других людей, встречаются в 4 раза чаще, чем в первое полугодие и превосходит на одну треть число жестов, имеющихся у детей на втором году жизни.
Время внимания ребенка к различным объектам в секундах.
Ме сяц |
Время |
Предметы |
Человек | ||||||
зрительные |
слуховые | ||||||||
неподвижные |
двигающиеся |
не-подви-жные |
пере- мещающиеся |
не- подви-жный |
двигаю щийся |
неподвижный+ звук |
двигающийся+ звук | ||
4-й |
Среднее Макси-мальное |
26 65 |
41 300 |
18 81 |
28 128 |
34 81 |
49 300 |
52 258 |
62 390 |
5-й |
Среднее Макси-мальное |
27 67 |
47 197 |
35 116 |
46 186 |
51 280 |
108 360 |
72 430 |
138 505 |
6-й |
Среднее Макси-мальное |
37 125 |
78 420 |
104 150 |
86 249 |
111 242 |
186 780 |
148 690 |
320 1140 |
Другое по теме:
Эволюция школ и направлений
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в направлении обогащения своей категориальной основы теоретическими ориентациями других школ.
Он надеялся, основываясь на теории оперантных реакций, создать программу “изготовления” людей для нового общества.
Открыть общие, выверенные точной объективной наукой законы построения любого поведения ...
Сущность стресса и методы управления
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда вы встаете, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность, или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Как отмечает док ...
Требования к готовности психолога к психокоррекционному воздействию
Основные компоненты профессиональной готовности к коррекцнонному воздействию
Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.
Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции.
Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать ...