Период младенчества. Условия развития младенца. Младенец и взрослый
Страница 1

Психология » Психологическая характеристика младенчества » Период младенчества. Условия развития младенца. Младенец и взрослый

Жизнь младенца зависит от ухаживающих за ним взрослых. Взрослый, перемещая ребенка в пространстве, обеспечивает ему разнообразные зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения. Контакт ребенка с действительностью осуществляется непосредственно через взрослого: он подносит к глазам ребенка различные предметы для рассматривания, стучит погремушкой, впервые кладет в ручку ребенка предмет для хватания. Нет почти ни одной потребности, которую ребенок мог бы удовлетворить, минуя взрослого.

Д.Б. Эльконин приводит слова Л.С. Выготского из статьи «Младенческий возраст»: «Эта зависимость младенца от взрослых создает совершенно своеобразный характер отношения ребенка к действительности (и к самому себе), выражающийся в том, что эти отношения всегда оказываются опосредованными через других, всегда преломляются через призму отношений с другим человеком. В этом смысле младенца можно назвать максимально социальным существом».(Э.стр32)

Взрослый выступает перед ребенком как центральный элемент окружающей действительности, как центр всякой ситуации.

С. Фаянс предлагала младенцам привлекательную игрушку на близком расстоянии – 9см, и ребенок тянулся к ней; затем она постепенно отодвигала игрушку – реакция ребенка ослабевала, и, наконец, на расстоянии 100см ребенок переставал тянуться к игрушке. Когда же рядом с игрушкой, находящейся в отдалении появлялся взрослый, она вновь вызывала живейшую реакцию. А.В. Ярмоленко изучала сравнительную привлекательность различных предметов для младенцев первого полугодия жизни. Полученные данные приведены в таблице. Из них видно, что ребенок все более и более выделяет взрослого из других предметов.

Социальные реакции на протяжении первого года жизни нарастают. Во втором полугодии эти реакции достигают максимальной частоты. На шестом месяце простая фиксация (без дополнительных жестов) лиц других людей занимает 50%; на седьмом месяце число таких реакций снижается до 26%, а число реакций с жестами возрастает до 41%. Между седьмым и двенадцатым месяцами жесты, направленные на других людей, встречаются в 4 раза чаще, чем в первое полугодие и превосходит на одну треть число жестов, имеющихся у детей на втором году жизни.

Время внимания ребенка к различным объектам в секундах.

Ме

сяц

Время

Предметы

Человек

зрительные

слуховые

неподвижные

двигающиеся

не-подви-жные

пере-

мещающиеся

не-

подви-жный

двигаю

щийся

неподвижный+

звук

двигающийся+

звук

4-й

Среднее

Макси-мальное

26

65

41

300

18

81

28

128

34

81

49

300

52

258

62

390

5-й

Среднее

Макси-мальное

27

67

47

197

35

116

46

186

51

280

108

360

72

430

138

505

6-й

Среднее

Макси-мальное

37

125

78

420

104

150

86

249

111

242

186

780

148

690

320

1140

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Способы применения музыкотерапии
Чаще используется рецептивная музыкотерапия. Участникам группы предлагают прослушать специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсудить их собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии они прослушивают, как правило, три произведения или более менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут). Программы ...

Психологические особенности молодой семьи
Молодой считается семья, начиная с момента заключения брака и до рождения первого ребенка. Стать парой в современном, быстро меняющемся мире совсем непросто. Несмотря на то, что многие решают отложить заключение брака, по-видимому, существует некий оптимальный возраст для этого. Глик и Нортон (Glick & Norton, 1977) отмечают, что женщины, вышедшие замуж до достижения 20-летнего возраста, разв ...

Приложения
Таблица №1. Результаты исследования профессиональных интересов учащихся. Сфера искусства Сфера тех. интересов Сфера работы с людьми Сфера ум. труда Сфера физического труда Сфера материальных интересов 1 13 20 15 7 13 18 2 11 14 17 22 15 14 3 3 17 16 20 17 17 4 20 12 14 8 17 17 ...