Период младенчества. Условия развития младенца. Младенец и взрослый
Страница 1

Психология » Психологическая характеристика младенчества » Период младенчества. Условия развития младенца. Младенец и взрослый

Жизнь младенца зависит от ухаживающих за ним взрослых. Взрослый, перемещая ребенка в пространстве, обеспечивает ему разнообразные зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения. Контакт ребенка с действительностью осуществляется непосредственно через взрослого: он подносит к глазам ребенка различные предметы для рассматривания, стучит погремушкой, впервые кладет в ручку ребенка предмет для хватания. Нет почти ни одной потребности, которую ребенок мог бы удовлетворить, минуя взрослого.

Д.Б. Эльконин приводит слова Л.С. Выготского из статьи «Младенческий возраст»: «Эта зависимость младенца от взрослых создает совершенно своеобразный характер отношения ребенка к действительности (и к самому себе), выражающийся в том, что эти отношения всегда оказываются опосредованными через других, всегда преломляются через призму отношений с другим человеком. В этом смысле младенца можно назвать максимально социальным существом».(Э.стр32)

Взрослый выступает перед ребенком как центральный элемент окружающей действительности, как центр всякой ситуации.

С. Фаянс предлагала младенцам привлекательную игрушку на близком расстоянии – 9см, и ребенок тянулся к ней; затем она постепенно отодвигала игрушку – реакция ребенка ослабевала, и, наконец, на расстоянии 100см ребенок переставал тянуться к игрушке. Когда же рядом с игрушкой, находящейся в отдалении появлялся взрослый, она вновь вызывала живейшую реакцию. А.В. Ярмоленко изучала сравнительную привлекательность различных предметов для младенцев первого полугодия жизни. Полученные данные приведены в таблице. Из них видно, что ребенок все более и более выделяет взрослого из других предметов.

Социальные реакции на протяжении первого года жизни нарастают. Во втором полугодии эти реакции достигают максимальной частоты. На шестом месяце простая фиксация (без дополнительных жестов) лиц других людей занимает 50%; на седьмом месяце число таких реакций снижается до 26%, а число реакций с жестами возрастает до 41%. Между седьмым и двенадцатым месяцами жесты, направленные на других людей, встречаются в 4 раза чаще, чем в первое полугодие и превосходит на одну треть число жестов, имеющихся у детей на втором году жизни.

Время внимания ребенка к различным объектам в секундах.

Ме

сяц

Время

Предметы

Человек

зрительные

слуховые

неподвижные

двигающиеся

не-подви-жные

пере-

мещающиеся

не-

подви-жный

двигаю

щийся

неподвижный+

звук

двигающийся+

звук

4-й

Среднее

Макси-мальное

26

65

41

300

18

81

28

128

34

81

49

300

52

258

62

390

5-й

Среднее

Макси-мальное

27

67

47

197

35

116

46

186

51

280

108

360

72

430

138

505

6-й

Среднее

Макси-мальное

37

125

78

420

104

150

86

249

111

242

186

780

148

690

320

1140

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Основы понимания духовного кризиса
На мой взгляд, основы понимания духовного кризиса в западной психологической науке были заложены американским философом и психологом Уильямом Джемсом (1842 – 1910). Его книга "Многообразие религиозного опыта" [12] - это классический труд, обосновывающий важность религиозного опыта в человеческой жизни и дающий примеры описания случаев духовного кризиса и их разрешения, ведущего к более ...

Общая характеристика психологической совместимости людей в семье
Итак, мы можем сказать, что психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании-сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей. Психологическая совместимость партнеров – явление многоуровневое и многоаспектное, что подтверждается разнообраз ...

Модель активного слушания
1. Поддержка (установление контакта с клиентом через принятие и уважение без оценочных суждений); 2. Слушание без оценки идей или поступков; 3. Обобщайте и возвращайте это абоненту, добиваясь ясности (через такое проясне- ние консультант часто помогает клиенту лучше понять его проблему или чувства). Для прояснения сосредоточьтесь на: - Что говорящий сказал? Что он чувствует по этому поводу? - ...