Психологические особенности мотивационной готовности старших дошкольников
Страница 2

Психология » Влияние сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников » Психологические особенности мотивационной готовности старших дошкольников

Результативная сторона мотивации выступает в двух видах. С одной стороны, она связана с постановкой далеких перспективных целей, с другой - с принятием младшим школьником целей и задач самой учебной деятельности и конкретного урока. Обеспечить высокий уровень мотивации и деятельности может только интеграция результативных и процессуальных побуждений. Отмечая единство и неразрывность процессуального и результативного в эмоциональной форме их проявления, С.Л. Рубинштейн писал: "Чувства, связанные по преимуществу с ходом деятельности, хотя и отличны, но неотрывны от чувств, связанных с ее исходом" [59].

Содержательными характеристиками учебных мотивов младших школьников, по мнению А.К. Марковой, могут быть:

Наличие личностного смысла учения для ученика. В этом случае говорят, что мотив учения является "смыслообразующим" для данного ученика, т.е. придает его учению личностный смысл.

Наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности. Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения. Ибо если мотив имеет личностную значимость для старшего дошкольника, то он, как правило, является и действенным [46].

По мнению А.Н. Леонтьева, реально действующие учебные мотивы возникают как результат фактического включения старшего дошкольника в различные виды деятельности. А.Н. Леонтьев выделяет:

Место учебного мотива в общей структуре мотивации. Каждый мотив может быть ведущим, доминирующим или второстепенным, подчиненным.

Самостоятельность возникновения и проявления мотива. Он может возникать как внутренний в ходе самостоятельной учебной работы дошкольника или только в ситуации помощи взрослого, т.е. как внешний.

Степень распространения учебного мотива на разные типы учебной деятельности, виды учебных предметов, формы учебных занятий [45].

К динамическим характеристикам мотивов ученые относят: устойчивость, степень удовлетворенности, эмоциональную окраску, модальность (достижения или избегания), быстроту возникновения, силу, интенсивность, переключаемость.

Таким образом, мотивация как термин (понятие) имеет несколько основных значений и изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами различно. Однако, общим в этих значениях и смыслах понимания данного явления является то, что мотивация есть всегда побудительный процесс, реализация в действии и поведении тех или иных потребностей, влечений. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

Существует целый ряд определений мотива. Ученые трактуют его как предмет потребности (А.Н. Леонтьев, Б.И. Додонов); переживание, являющееся источником действия (С.Л. Рубинштейн); внутреннее состояние личности, которое направляет ее действия в конкретный момент времени (В.И. Василевский); желаемое целевое состояние (Х. Хекхаузен); направленность на отдельные стороны деятельности (А.К. Дусавитский, А.К. Маркова); фактор, определяющий поведение (Ж. Годфруа). Наиболее определенно этот вопрос решается А.Н. Леонтьевым. Он считает, что "мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности".

В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или, в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива.

Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.

А.Н. Леонтьев различает мотивы понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Понимаемые мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими.

Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т.е. в момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т.е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А.Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации [43].

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива
В ряде случаев эффективным средством воздействия со стороны на процесс образования мотива является внешнее внушение. Оно понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемого с помощью речи и неречевых средств общения и отличается сниженной аргументацией со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со ...

Управление эмоциями
Что помогает людям управлять своими эмоциями и всем ли это легко дается? Наблюдения показывают, что в зависимости от индивидуальных особенностей человека, как подъем, так и спад чувств может привести к разным результатам. У одних людей от неудачи или утраты опускаются руки, у других же неудача стимулирует волю к победе и мобилизует физические и духовные силы для достижения поставленной цели. ...

Этические аспекты прекращения психотерапии
Психолог прекращает работу с клиентом, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах. Психолог обязан заранее информировать клиента о прекращении или перерывах в работе. Перед прекращением терапии психолога выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по завершению работы. Если продолжение работы психолога невозможно вследствие непреодолимых ...