Психологические особенности мотивационной готовности старших дошкольников
Страница 1

Психология » Влияние сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников » Психологические особенности мотивационной готовности старших дошкольников

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил (активности) поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом, определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Усиление интереса к мотивации, как к движущей силе человеческого поведения, как стержня личности и смыслообразующей ее стороны, связано с выявившейся в процессе научного изучения сложностью ее структуры с одной стороны, и с объективным, социальным повышением роли субъективного фактора в личностном развитии - с другой стороны. Данные утверждения мы можем сделать из трудов: Д.Н. Узнадзе; П.М. Якобсон; В.С. Мерлин; А.Н. Леонтьев; В. Г Асеев; А.К. Маркова; Б.И. Додонов; Х. Хекхаузен; В. Е Мильман; В. К Вилюнас; В.Н. Мясищев; С.Л. Рубинштейн.

В самом определении мотивации, существующие научные концепции различаются своими терминологическими установками.

Мотивация - система мотивов, их совокупность, структура. Такое понимание мотивации представлено, в частности, в работах исследователя Э.Д. Телегиной. Это понимание по содержательному смыслу наследует концепции Л.И. Божович. Э.Д. Телегина считает, что при осуществлении любой деятельности, при протекании любого психического процесса, всегда имеет место определенная совокупность мотивов. Эта совокупность представляет собой иерархическую структуру движущих сил поведения личности. Совокупность мотивов связана, с одной стороны, со структурой личности, с другой - со спецификой конкретной ситуации [3].

Вполне определенно под мотивацией понимают ту или иную группу мотивов современные исследователи - психологи М.В. Матюхина и К.Т. Патрина. В зависимости от того, какие мотивы входят в эти группы, ими выделяются различные типы мотивации.

1. Широкие социальные мотивы образуют социальную мотивацию.

2. Желание получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников - "Мотивацию благополучия".

3. Желание быть в числе первых, занимать достойное место среди товарищей - "престижную мотивацию" и т.д.

П.М. Якобсон отмечает тот факт, что понятие мотивации используется о как объяснение конкретных форм поведения (в узком смысле), то как совокупность тех психологических аспектов, которые определяют поведение человека в целом (в широком смысле).П.М. Якобсон ставит вопрос о том, чтобы понятие мотивации достаточно четко раскрывало то, какое содержание оно выражает, с какими сторонами психической жизни человека оно связано [72].

По данным С.Л. Рубинштейна, мотивацию, непосредственно связанную с познанием, можно рассматривать как внутреннюю мотивацию. Она базируется на интересе, побудительной силе, и ее конкретный мотив непосредственно входит в содержание решаемой мыслительной задачи, в условия и способы ее решения, в ее результат. И, напротив, мотивацию называют внешней, если в основе ее лежит мотив достижения, стремление к авторитету, показу собственных возможностей и способностей. С.Л. Рубинштейн рассматривал мотивацию как "детерминацию, реализующуюся через психику". По его мнению, мотивация - это "опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности" [59].

Д.Н. Узнадзе считает, что процесс мотивации представляет собой поиск наиболее приемлемого поведения в данной ситуации, именно такого, которое бы отвечало собственному "Я", а не только сиюминутному моменту удовлетворения какого-либо влечения. Человек, как личность, редко удовлетворяет свою актуальную потребность в импульсивном поведении - считал Д.Н. Узнадзе. Поведение человека, по Д.Н. Узнадзе, всегда должно отвечать многим потребностям, в том числе и тем, которые еще не стали актуальными, т.е. в настоящее время действующими, но которые будут иметь большое значение для личности в будущем. Именно поэтому личности приходится, прежде чем совершать поступок, все взвешивать, выбирать наиболее подходящее поведение. Этот процесс поиска нужного поведения и называется мотивацией [67].

В.Н. Мясищев в мотивационную сферу включает и отношение как устойчивые мотивы деятельности. В.К. Вилюнас к мотивации относит "все то, что побуждает реально совершаемую активность" [9].Х. Хекхаузен предлагает понимать мотивацию как то, что объясняет целенаправленность действия, "мотивация - гипотетические конструкты, понятие позволяющее объяснить и предсказать поведение" [9]. Однако, среди этих различных мнений, в определении мотивации можно обнаружить и зону согласия. Большинство ученых - психологов сходится в том, что мотивация это довольно общее и широкое понятие, под которым имеется в виду напряженность активности, в том, что она побуждает поведение как деятельность, направляет, организует его, придает ему личностный смысл и значимость.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Пути преодоления агрессивного поведения и его профилактика
Тактика психотерапевтических воздействий строится в зависимости от природы агрессивного поведения ребёнка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом - включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в третьем - не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвёртом - активно ...

Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте
Для исследования роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения. Вооб ...

Выводы
1. Переговоры — способ разрешения конфликта, который заключается в использовании ненасильственных средств и приемов для решения проблемы. Переговоры ведутся: о продлении действия соглашений, о нормализации отношений, о перераспределении, о создании новых условий, о достижении побочных эффектов. Среди функций переговоров наиболее значимы: информационная, коммуникативная, регуляции и координации д ...