ВведениеСтраница 1
Актуальность темы определяется необходимостью изучения игровой деятельности современных детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывают исследования (Л.С. Выготского, 1966 [12] ; Л.И. Божович, [3] 1968; А.В. Запорожца, [32] 1966; А.Н. Леонтьева, [44] 1983; Л.С. Славиной, [45] 1948; Ф.И. Фрадкиной, [56] 1966; Д.Б. Эльконина, [68] 1978 и др.) именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Как отмечал Л.С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы, произвольности ребенка и готовности ребенка к школе. Дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре. (Л.С. Выготский [12] 1966; А.Н. Леонтьев, [44] 1983; Д.Б. Эльконин, [69] 1978).
Цель данного исследования: выявить и изучить взаимосвязь учебной мотивации у старших дошкольников с влиянием на неё сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: старшие дошкольники.
Предмет исследования: учебная мотивация.
Гипотеза исследования: Развитие детей в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни; максимально обеспечить познавательную активность детей, комплексное решение всех задач, относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая при этом принципы индивидуализации и дифференциации. Учебная мотивация дошкольника значительно повышается при использовании сюжетно-ролевых игр в процессе подготовки ребёнка к школе.
Задачи исследования:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по данной проблеме и определить основной подход к пониманию феномена игры и мотивационной готовности.
2. Проанализировать влияние серии специальных ролевых игр на мотивацию дошкольников.
3. Изучить уровень учебной мотивации дошкольников, занимающихся с использованием игровых методик.
4. Исследовать мотивационную готовность ребенка к школе, исследовать уровень сформированности "внутренней позиции школьника".
В исследовании использованы следующие методы: метод беседы - протоколы беседы, методы статистической обработки данных (t - критерий, корреляционный анализ).
Для исследования мотивационной готовности детей к школе мы использовали следующие методики:
Исследование мотивационной готовности ребенка к школе (диагностическая беседа) Романова Е.С.
Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников М.Р. Гинзбург
Методика "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.) - исследование уровня сформированности "внутренней позиции школьника"
Мы провели исследование на базе детского сада, обследуя старших дошкольников двух старших групп ДОУ "Солнышко" (экспериментальная группа) и "Сказка" (контрольная группа) г. Чехова-2. Всего нами было обследовано 40 младших школьников. Из них 22 мальчика и 18 девочек.
Другое по теме:
Приложения
Приложение 1
Опросник «родителей опрашивают дети»(РОД)
Текст опросника
1 Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).
2 У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным, куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном.
3 Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители.
4 Не люблю ...
Образ педагога в современной научной литературе. Основные
подходы к образу педагога в педагогической психологии
В самый ранний период духовный мир человека определялся той средой, в которой жили люди. Взаимоотношения окружающей среды и человека, его место в природном мире многое объясняют в психологии людей и помогают увидеть истоки некоторых черт характера даже современного человека. Принятие Русью христианства благоприятствовало приобщению Киевской Руси к мировой цивилизации. Обучение детей вначале вели ...
Предметно-практическое обучение как средство развития памяти у старших
дошкольников с нарушением зрения
Формирование и развитие памяти дошкольников, так же как и формирование других психических процессов, происходят в процессе деятельности. (Л. С. Выготский, 1932; А. В. Запорожец, 1964; Д. Б. Эльконин, 1964, А. Р. Лурия, 1966). От особенностей ее структуры в дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкре ...