ВведениеСтраница 1
Процессы и резкие изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни, оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей, подростков и молодежи. Детство это время, когда у ребенка формируются различные черты и свойства личности: разнообразные материальные и духовные потребности, мотивы поведения, убеждения и идеалы. Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России в 90-е годы, сопровождавшаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к серьезным деформациям в жизнедеятельности семьи. Реальная жизнь, анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающий уровень неблагополучия в сфере детства, увеличение детской смертности, ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связи между ними, крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие многих детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.
Сегодня расширение системы социальной работы с населением, прежде всего с семьей, с конкретными детьми, является объективной необходимостью.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные . Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться "частным делом" . Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать,что оно велико. У детей из неблагоприятных семей было обнаружено: среди детей из таких семей в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения (Ю.В. Василькова 2006 год, Н.Ю. Рымарев 2006 год, А.И. едоров 2007год). Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками.
Объект: личность подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
Предмет: гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель: выявить гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Гипотеза: мы предполагаем, что психологические особенности мальчиков, попавших в трудную жизненную ситуацию, будут отличаться от психологических особенностей девочек, попавших в трудную жизненную ситуацию, а именно: мальчики лучше адаптированы к социуму, к новым условиям деятельности, им проще устанавливать социальные контакты, они менее конфликтны, им меньше свойственна зависть и ненависть, чем девочкам; также: мальчики, попавшие в трудную жизненную ситуацию, чаще испытывают недоверие и подозрительность по отношению к другим людям, чем мальчики, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации; девочки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, чаще испытывают трудности в социальной адаптации, чем девочки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения психологических особенностей подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
2. Выявить психологические особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Выявить психологические особенности подростков, живущих в социально–благополучной жизненной ситуации.
4. Сравнить гендерные психологические особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Методологической основой для написания данной работы явились: культурно – историческая теория Л.С. Выготского (1982 год), концепция Д.Б. Эльконина о психологических особенностях подросткового возраста (1971 год).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, психодиагностические методы: биографический опросник BIV, методика выявлений показателей и форм агрессии Басса–Дарки, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО – АМ) А.Г. Маклаковой и С.В. Чермяниной, модифицированный восьмицветовой тест Люшера (МЦВ) в адаптации Л.Н. Собчик; интерпретационные методы: критерий φ* - угловое преобразование Фишера.
Теоретическая значимость дипломной работы состоит в том, что проведенное экспериментальное исследование позволит расширить и углубить знания о гендерных особенностях подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Другое по теме:
Общение с духами-проводниками и контактёрство
"Временами человек может встречаться в надличностных переживаниях с "существом", которое кажется заинтересованным в личных взаимоотношениях и берёт на себя роль учителя, защитника, проводника или просто удобного источника информации. Эти "существа" обычно воспринимаются как развоплощённые человеческие личности, сверхчеловеческие сущности или боги, обитающие на более высо ...
Виды внимания и их характеристика
Непроизвольное внимание
Каковы причины возникновения, пробуждения непроизвольного внимания? Обычно в жизненных ситуациях, в деятельности имеется сложный комплекс причин, тесно связанных друг с другом. Для анализа их можно разделить, несколько условно, на различные группы. [15, с. 162]
К первой группе причин, способных вызвать и поддерживать непроизвольное внимание, относятся особенности самого ...
Потребности самоуважения.
Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задача ...