ВведениеСтраница 1
Процессы и резкие изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни, оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей, подростков и молодежи. Детство это время, когда у ребенка формируются различные черты и свойства личности: разнообразные материальные и духовные потребности, мотивы поведения, убеждения и идеалы. Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России в 90-е годы, сопровождавшаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к серьезным деформациям в жизнедеятельности семьи. Реальная жизнь, анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающий уровень неблагополучия в сфере детства, увеличение детской смертности, ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связи между ними, крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие многих детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.
Сегодня расширение системы социальной работы с населением, прежде всего с семьей, с конкретными детьми, является объективной необходимостью.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные . Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться "частным делом" . Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать,что оно велико. У детей из неблагоприятных семей было обнаружено: среди детей из таких семей в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения (Ю.В. Василькова 2006 год, Н.Ю. Рымарев 2006 год, А.И. едоров 2007год). Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками.
Объект: личность подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
Предмет: гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель: выявить гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Гипотеза: мы предполагаем, что психологические особенности мальчиков, попавших в трудную жизненную ситуацию, будут отличаться от психологических особенностей девочек, попавших в трудную жизненную ситуацию, а именно: мальчики лучше адаптированы к социуму, к новым условиям деятельности, им проще устанавливать социальные контакты, они менее конфликтны, им меньше свойственна зависть и ненависть, чем девочкам; также: мальчики, попавшие в трудную жизненную ситуацию, чаще испытывают недоверие и подозрительность по отношению к другим людям, чем мальчики, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации; девочки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, чаще испытывают трудности в социальной адаптации, чем девочки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения психологических особенностей подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
2. Выявить психологические особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
3. Выявить психологические особенности подростков, живущих в социально–благополучной жизненной ситуации.
4. Сравнить гендерные психологические особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Методологической основой для написания данной работы явились: культурно – историческая теория Л.С. Выготского (1982 год), концепция Д.Б. Эльконина о психологических особенностях подросткового возраста (1971 год).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, психодиагностические методы: биографический опросник BIV, методика выявлений показателей и форм агрессии Басса–Дарки, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО – АМ) А.Г. Маклаковой и С.В. Чермяниной, модифицированный восьмицветовой тест Люшера (МЦВ) в адаптации Л.Н. Собчик; интерпретационные методы: критерий φ* - угловое преобразование Фишера.
Теоретическая значимость дипломной работы состоит в том, что проведенное экспериментальное исследование позволит расширить и углубить знания о гендерных особенностях подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Другое по теме:
Развитие экспериментальной и дифференциальной
психологии
От уровня теоретических представлений о предмете психологии следует отличать уровень конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента подпадал все более широкий круг явлений. Давним, с платоновских времен, “гостем” психологии являлось представление об ассоциации. Оно получало различные толкования. В одних философских системах (Декарт, Гоббс, Спиноза, Локк, Гартли) ассоциация рассматри ...
Запрет на «двойные отношения»
(Двойными называются те отношения, в которых психолог, кроме профессиональной, выступает еще в какой-либо роли по отношению к клиенту).
Психологи предпочитают не вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания терапии, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту.
В ситуациях, когда психолог не может избежать внепрофессиональных о ...
Интерпретация полученных результатов
По графику №1 стили конфликтного поведения выявлено: у мужчин в большей степени выражен стиль конфликтного поведения соперничество, у женщин - в меньшей степени. Такой стиль поведения, в большей степени свойственный активным и агрессивным представителям мужского пола с мотивацией активно-оборонительного поведения или самоутверждения в качестве доминирующих мотиваций. У мужчин в меньшей степени в ...