Введение
Страница 1

Процессы и резкие изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни, оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей, подростков и молодежи. Детство это время, когда у ребенка формируются различные черты и свойства личности: разнообразные материальные и духовные потребности, мотивы поведения, убеждения и идеалы. Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России в 90-е годы, сопровождавшаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к серьезным деформациям в жизнедеятельности семьи. Реальная жизнь, анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающий уровень неблагополучия в сфере детства, увеличение детской смертности, ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связи между ними, крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие многих детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.

Сегодня расширение системы социальной работы с населением, прежде всего с семьей, с конкретными детьми, является объективной необходимостью.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные . Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться "частным делом" . Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать,что оно велико. У детей из неблагоприятных семей было обнаружено: среди детей из таких семей в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения (Ю.В. Василькова 2006 год, Н.Ю. Рымарев 2006 год, А.И. едоров 2007год). Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками.

Объект: личность подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.

Предмет: гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Цель: выявить гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Гипотеза: мы предполагаем, что психологические особенности мальчиков, попавших в трудную жизненную ситуацию, будут отличаться от психологических особенностей девочек, попавших в трудную жизненную ситуацию, а именно: мальчики лучше адаптированы к социуму, к новым условиям деятельности, им проще устанавливать социальные контакты, они менее конфликтны, им меньше свойственна зависть и ненависть, чем девочкам; также: мальчики, попавшие в трудную жизненную ситуацию, чаще испытывают недоверие и подозрительность по отношению к другим людям, чем мальчики, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации; девочки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, чаще испытывают трудности в социальной адаптации, чем девочки, живущие в социально-благополучной жизненной ситуации.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения психологических особенностей подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

2. Выявить психологические особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

3. Выявить психологические особенности подростков, живущих в социально–благополучной жизненной ситуации.

4. Сравнить гендерные психологические особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Методологической основой для написания данной работы явились: культурно – историческая теория Л.С. Выготского (1982 год), концепция Д.Б. Эльконина о психологических особенностях подросткового возраста (1971 год).

Методы исследования: теоретический анализ литературы, психодиагностические методы: биографический опросник BIV, методика выявлений показателей и форм агрессии Басса–Дарки, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО – АМ) А.Г. Маклаковой и С.В. Чермяниной, модифицированный восьмицветовой тест Люшера (МЦВ) в адаптации Л.Н. Собчик; интерпретационные методы: критерий φ* - угловое преобразование Фишера.

Теоретическая значимость дипломной работы состоит в том, что проведенное экспериментальное исследование позволит расширить и углубить знания о гендерных особенностях подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Абрахама Маслоу
Абрахам Маслоу (1908-1970) – один из основоположников гуманистического направления в психологии, внёсший большой вклад в изучение творческих потребностей человека и их взаимосвязи с особыми состояниями восприятия бытия – пиковыми переживаниями. В качестве основных типов человеческой мотивации Маслоу рассматривает преодоление дефицита и стремление к развитию. Он даёт следующее определение дефици ...

Факторы и механизмы конфликтного поведения личности
Факторы конфликта можно подразделить на объективные и субъективные. Объективные факторы, проявляющиеся как во внешней среде по отношению к личности, так и внутриличностными моментами, создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные (безличные) отношения между потенциальными участниками кон ...

Структура и основное содержание диссертации. Теоретические основания решения проблемы
Предупреждение и преодоление асоциального поведения подростка, ориентация его личности на ценности являются актуальными проблемами современной педагогики. Для решения данной проблемы нами был проведен анализ научной литературы на предмет того, как в разное время ученые относились к проблеме асоциального поведения подростков. Мы пришли к выводу, что решение проблемы предупреждения и преодоления а ...