Психологическая мысль в новое время (XVII век)
Страница 4

Психология » История развития психологии » Психологическая мысль в новое время (XVII век)

Попытка построить психологическое учение о человеке как целостном существе отражена в главном труде Спинозы -“Этике”. В нем он поставил задачу объяснить все многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждалось, что существуют три побудительные силы: а) влечение, которое, относясь и к душе, и к телу, есть “не что иное, как самая сущность человека”, б) радость и в) печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится все многообразие эмоциональных состояний. При этом радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

Две психологии Этот вывод противостоял декартову разделению чувств на две категории: кореня- щиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные.

В качестве примера Декарт в своем последнем сочинении - письме к шведской королеве Христине - объяснял ей сущность любви как чувства, имеющего две формы: телесную страсть без любви и интеллектуальную любовь без страсти. Причинному объяснению поддается только первая, поскольку она зависит от организма и биологической механики. Вторую можно только понять и описать. Тем самым полагалось, что наука как познание причин явлений бессильна перед высшими и наиболее значимыми проявлениями психической жизни личности.

Эта декартова дихотомия привела в XX веке к концепции “двух психологии” - объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями организма, и описательной, считающей, что только тело мы объясняем, тогда как душу - понимаем. Поэтому в споре Спинозы с Декартом не следует видеть давно утративший актуальность исторический прецедент.

К детальному изучению этого спора в XX веке обратился Л.С. Выготский, доказывая, что будущее за Спинозой. “В учении Спинозы, - писал Выготский в специальном трактате, - содержится, образуя ее самое глубокое и внутреннее ядро, именно то, чего нет ни в одной из двух частей, на которые распалась современная психология эмоций: единство причинного объяснения и проблема жизненного значения человеческих страстей, единство описательной и объяснительной психологии чувств. Спиноза поэтому связан с самой насущной, самой острой злобой дня современной психологии эмоций . Проблемы Спинозы ждут своего решения, без которого невозможен завтрашний день нашей психологии”.

Г. Лейбниц: открытие бессознательной психики Спиноза, встречаясь с немецким философом и математиком Г. Лейбницем (1646-1716), открывшим дифференциальное и интегральное исчисление, услышал от него иное мнение о единстве телесного и психического.

Основанием этого единства мыслитель считал духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества духовных сущностей - монад (от греч. монос - единое). Каждая из них “психична”, т.е. нематериальна (как атом) и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. Было перечеркнуто декартово равенство психики и сознания. Согласно Лейбницу, “убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, является источником величайших заблуждений”.

В душе непрерывно происходит незаметная деятельность “малых перцепций”. Этим термином Лейбниц обозначил неосознаваемые восприятия. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый психический акт - апперцепция. Она включает внимание и память.

Психо-физический параллелизм На вопрос о том, как соотносятся между Духовные и телесные явления, Леибниц ответил формулой. известной как психофизический параллелизм. Они не могут, вопреки Декарту., влиять одно на другое. Зависимость психики от телесных воздействий - это иллюзия. Дула и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако Божественная мудрость сказалась в том, что между ними существует предустановленная гармония. Окн подобны парс часов, которые всегда показывают одно и то же время, гак как запущены с величайшей точностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Психологические трудности в деятельности и обучении школьников при переходе из начальной школы в основную. Психологические особенности младших подростков
С точки зрения психофизического развития возраст 10— 12 лет называют предпубертатным. Переходное состояние перед кризисом характеризуется особой эмоциональностью. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низкая самооценка. Однако, несмотря на несколько негативный фон развития ребенка в предподростковый возраст, исследования, анализируемые Г.А. Цукерман, показали, что ...

Использование сознательных и подсознательных сторон психики
Приемы убеждающего воздействия должны быть обращены и на сознательную, и не сознательную стороны психики. Структурно психику можно представить как единство трех ее составляющих – сознания и моторики. Из чего следует: чтобы побудить человека к активности, нужно воздействовать на сознание, возбудить подсознание (главным образом эмоциональную сторону) и включить в соответствующую деятельность. ...

Проблемы детской агрессии
В последние годы многие говорят о проблеме детской агрессивности. Замечен рост агрессивных тенденций в обществе. По многим причинам, таким как: тяжелое материальное положение, не стабильность в работе, семейные проблемы, а также участившаяся пропаганда насилия с экрана и т.д., можно наблюдать повышенную агрессивность взрослых, что не может не отразиться и на агрессивности детей. Педагогика нена ...