ВведениеСтраница 1
На сегодняшний день трудности в учебном процессе испытывают многие ученики с нарушением зрения. Именно в начальном периоде обучения закладывается фундамент системы знаний, которые впоследствии пополняются в дальнейшие годы, в то же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой младших классов. Подобного положения можно было бы избежать, оказав ребенку с нарушением зрения своевременную и адекватную его проблемам помощь еще в дошкольном возрасте, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить какие из них действуют в конкретном случае и уметь устранить их.
Трудности в учебе в начальных классах вызваны негативным влиянием нарушений зрения на процесс развития ребенка, что связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности даже там, где, казалось бы, дефект зрения не должен нанести ущерба его развитию. Это проявляется в снижении количества получаемой информации и в изменении ее качества. Количественные изменения проявляются в области чувственного познания, значительном сокращении или полном отсутствии зрительных образов ощущений и восприятий, представлений, что ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти. Качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентировке в пространстве, в развитии памяти и мышления и т.д. У ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, т.к. она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития из-за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекция на основе создания новых компенсаторных путей развития. Поэтому формирование и развитие психологической системы непосредственно связано с коррекционной работой, проводящейся с детьми, имеющими нарушения зрения, и с формированием компенсаторных процессов.
В своей работе остановимся на одном из компонентов познавательной сферы старшего дошкольника с нарушением зрения, а именно на качественных особенностях развития памяти и протекания мнемических процессов.
Проблеме развития памяти и ее индивидуальных различий уделялось достаточно большое внимание в исследованиях отечественных психологов (П.П. Блонский, Л. С. Выготский, А. А. Смирнов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).
В своей работе мы также опирались на исследования таких отечественных психологов, педагогов и дефектологов как В. И. Лубовский, В. П. Зинченко, А. А. Смирнов, Л. В. Черемошкина, Б. Г. Ананьев, А. И. Зотов, А.Г. Кондратов и других исследователей, которые доказали системный характер нарушений мнемических процессов у детей с сенсорными, физическими и интеллектуальными дефектами.
Несмотря на широкий спектр работ, изучавших проблему развития памяти, большинство из них посвящено особенностям развития памяти слепых и слабовидящих (М. И. Земцова, 1956; А. Г. Литвак, 1985; Л. И. Плаксина, 1998; Л. И. Солнцева, 1998 и др.), а исследований, посвященных проблеме качественных особенностей развития памяти и протекания мнемических процессов у детей с косоглазием и амблиопией, а также возможностей развития памяти в условиях целенаправленной коррекционно-развивающей работы в специальном дошкольном учреждении сегодня недостаточно. Выбор данной категории детей обусловлен тем, что современное развитие тифлопсихологических и тифлопедагогических знаний осуществляется не только в направлении глубокого изучения тотального дефекта, но и в расширении понятия зрительного дефекта за счет дифференциации детей с частичным поражением зрительного анализатора. В настоящее время дети с амблиопией и косоглазием составляют самую многочисленную и постоянно пополняющуюся группу старших дошкольников с нарушением зрения (Э. С. Аветисов, 1993; Л. А. Григорян, 1994; Л. И. Плаксина, 1998, Е. В. Замашнюк, 2005).
Другое по теме:
Коммуникативная сфера при дизонтегинезах
При социализации инвалида трудно разрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность инвалида не предусматривает его широкого контакта со сверстниками. ...
Приложения
Приложение 1
Биографический опросник
Авторы – разработчики: Bottscher, Jager, Lischer, автор адаптации: Чикер В.А.
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы и высказывания, которые касаются вашей семьи, здоровья, поведения и т. д. На каждый вопрос или высказывание имеется два варианта ответа (а или б).
Вы должны выбрать для себя один из двух вариантов, обведите выбранный вами ва ...
Основные психологические школы
Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений и тем стремительнее росла неудовлетворенность версией о том, что уникальным предметом этой науки служит сознание, а методом - интроспекция.
Это усугублялось успехами новой биологии. Она изменила взгляд на все жизненные функции, в том числе - психические. Восприятие и память, навыки и мышле ...