Отношение к деньгам у разных социальных групп
Страница 2

Исследование показало, что именно деньги становятся одним из инструментов адаптации, компенсирующим несбалансированные отношения между государством и предпринимательством, средством автономности, компонентом образа предпринимателя. Отмечается ухудшение морального состояния интеллигенции даже при отсутствии объективных показателей ухудшения материального положения. Ее представители понимают, что зависят от денег, получаемых от государства, что усиливается ограничительная тенденция на сбережения для "черного дня", появляются осторожность к новым финансовым структурам и инструментам и зависть [10].

Для сравнения влияния фактора культуральных различий на отношение к деньгам и фактор принадлежности к определенному социальному слою, группой авторов под руководством О. Дейнеко исследовали преподавателей государственных университетов в России и Канаде.

Оказалось, что представители бюджетной интеллигенции обеих стран практически одинаково относятся к деньгам, т.е. фактор классовой принадлежности перекрывает фактор культурно-территориальных различий: в обеих группах деньги — это периферический фактор жизни, ее инструментальная сторона, средство, а не цель. Как уже отмечалось, выбор модели отношения к деньгам определяется влиянием многих факторов, среди которых и принадлежность к той или иной профессиональной социальной группе, поисковое поведение в ситуации дефицита денежных ресурсов и др.

Кроме того, люди, работающие по найму, с денежным доходом, зависящим только от зарплаты, относятся к деньгам не так, как частные предприниматели, чей заработок зависит только от них самих. В первой группе, в отличие от второй, слабо представлена поисковая активность в случае материальной неудовлетворенности [20].

В связи со спецификой организационной деятельности, о которой будет говориться ниже, в зависимости от сферы деятельности по-разному оценивается заработная плата.

В бизнесе это, прежде всего, чувство свободы и независимости (86,2%), уверенность в завтрашнем дне (59,0%), у государственных служащих – возможность обеспечить будущее детей и близких (56,8%).

В отношении оценки материального благосостояния в зависимости от характера профессиональной деятельности, то здесь выявлены следующие закономерности:

максимальный процент опрошенных, «ни в чем себе не отказывающих», выявлен в группе госслужащих (4,4%). В этой же группе отмечается максимальное количество респондентов, «еле сводящих концы с концами» и «живущих в нищете» (3,1%), т.е. наиболее полярные оценки своего благосостояния характерны именно для государственных служащих.

Анализ поискового поведения человека в ситуации нехватки денежных ресурсов свидетельствует о следующем – только каждый четвертый – пятый гражданин готов, в случае нехватки денежных средств, взять кредит в банке, что характеризует их как людей, для которых характерно заемное поведение.

В этой ситуации 90,5% опрошенных среди работников бизнес-структур «умерят свой аппетит», а 47,6% «постараются найти дополнительный заработок» [51].

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности
Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти[33]. Исходя первоначально из психоаналитических посылок, он пришел к заключению о более рациональной адаптации человека к социальному окружению, о необходимости для каждого индивида решать, скорее, не психосексуальные, а психосоциальные конфликты, преодолевать жизненные трудности. При этом в ...

Сравнение результатов
Таблица 1 - сравнение результатов №исп. Тип (От-10 До 10)* Тип (От-10 До 10)** Вытеснение Регрессия Замещение Отрицание Проекция Компенсация Реактивное образование Рационализация 1экстраверсия 2 -4 40 58 50 36 66 40 30 25 2 экстраверсия 4 -4 30 58 50 27 58 70 60 58 3 экстраверсия 4 ...

Теоретические основы проблемы развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения. Психологическая основы развития памяти и основных мнемических процессов в дошкольном возрасте
«Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». По мнению Л. С. Выготского (1930), память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ...