Отношение к деньгам у разных социальных групп
Страница 2

Исследование показало, что именно деньги становятся одним из инструментов адаптации, компенсирующим несбалансированные отношения между государством и предпринимательством, средством автономности, компонентом образа предпринимателя. Отмечается ухудшение морального состояния интеллигенции даже при отсутствии объективных показателей ухудшения материального положения. Ее представители понимают, что зависят от денег, получаемых от государства, что усиливается ограничительная тенденция на сбережения для "черного дня", появляются осторожность к новым финансовым структурам и инструментам и зависть [10].

Для сравнения влияния фактора культуральных различий на отношение к деньгам и фактор принадлежности к определенному социальному слою, группой авторов под руководством О. Дейнеко исследовали преподавателей государственных университетов в России и Канаде.

Оказалось, что представители бюджетной интеллигенции обеих стран практически одинаково относятся к деньгам, т.е. фактор классовой принадлежности перекрывает фактор культурно-территориальных различий: в обеих группах деньги — это периферический фактор жизни, ее инструментальная сторона, средство, а не цель. Как уже отмечалось, выбор модели отношения к деньгам определяется влиянием многих факторов, среди которых и принадлежность к той или иной профессиональной социальной группе, поисковое поведение в ситуации дефицита денежных ресурсов и др.

Кроме того, люди, работающие по найму, с денежным доходом, зависящим только от зарплаты, относятся к деньгам не так, как частные предприниматели, чей заработок зависит только от них самих. В первой группе, в отличие от второй, слабо представлена поисковая активность в случае материальной неудовлетворенности [20].

В связи со спецификой организационной деятельности, о которой будет говориться ниже, в зависимости от сферы деятельности по-разному оценивается заработная плата.

В бизнесе это, прежде всего, чувство свободы и независимости (86,2%), уверенность в завтрашнем дне (59,0%), у государственных служащих – возможность обеспечить будущее детей и близких (56,8%).

В отношении оценки материального благосостояния в зависимости от характера профессиональной деятельности, то здесь выявлены следующие закономерности:

максимальный процент опрошенных, «ни в чем себе не отказывающих», выявлен в группе госслужащих (4,4%). В этой же группе отмечается максимальное количество респондентов, «еле сводящих концы с концами» и «живущих в нищете» (3,1%), т.е. наиболее полярные оценки своего благосостояния характерны именно для государственных служащих.

Анализ поискового поведения человека в ситуации нехватки денежных ресурсов свидетельствует о следующем – только каждый четвертый – пятый гражданин готов, в случае нехватки денежных средств, взять кредит в банке, что характеризует их как людей, для которых характерно заемное поведение.

В этой ситуации 90,5% опрошенных среди работников бизнес-структур «умерят свой аппетит», а 47,6% «постараются найти дополнительный заработок» [51].

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Проблема адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению. Понятие адаптации и ее основные характеристики
Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий. И.П.Павлов считал, что внешние условия жизни, вешняя сре ...

Слуховой путь человека
В психологии существует такой термин как "СЛУХОВОЙ ПУТЬ" ("Царственный путь"). Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути. Например, скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его ...

Анализ результатов исследования и их обсуждение
Общий объем выборки составил 30 человек: 8 мужчин в возрасте от 19 до 50 лет и 22 женщины в возрасте от 20 до 63 лет, сотрудники СМПП в г. Ступино Московской области. Результаты, полученные с помощью анкетного опроса, позволили описать социально-демографические характеристики респондентов. Одним из важных социально-демографических показателей является возраст опрошенных, который, по нашему мне ...