Правила задавания вопросов клиентам

Психология » Нарушения сознания личности » Правила задавания вопросов клиентам

По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам:

1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов.

2. Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир.

3. Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить действительные причины своего поведения (а на них прежде всего и бывают направлены вопросы "почему"), обусловленного множеством довольно противоречивых факторов.

4. Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Например, "Как Вы понимаете свою проблему? Не думали ли Вы о своих проблемах когда-нибудь ранее?", "Почему Вы пьете и ссоритесь со своей женой?" В обоих случаях клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.

5. Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге. Консультант должен "озвучивать" только окончательные варианты вопроса.

6. Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ. В этом случае лучше задать открытый вопрос: "Как обстоят дела дома?" В подобных ситуациях клиенты нередко пользуются возможностью дать неопределенный ответ, например: "Неплохо". Консультанту нужно уточнить ответ другим вопросом такого типа: "Что для Вас значит "неплохо"?" Это очень важно, так как часто в одни и те же понятия мы вкладываем довольно разное содержание.

пин ап казино

Другое по теме:

Суваг аппараты
В верботональном методе используются следующие аппараты: СУВАГ I, СУВАГ II, СУВАГ –лингва для работы в классе, СУВАГ – лингва для индивидуальной работы и слуховой аппарат Мини – СУВАГ. Функционирование аппаратов и их характеристики описаны ниже. СУВАГ I аппарат используется ежедневно для индивидуальных занятий и для работы в классе, для 610ти детей с нарушением слуха. Преподаватель выбирает, ...

Профессиональное саморазвитие педагога как условие развития личности педагога
Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образование ...

Занятие №4 «Литературия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, корона, трон, листочки со словами (кол-во комплектов по количеству детей в группе), истории об именах ребят из группы, распечатка с домашним заданием. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше третье путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ...