Проблема оценки и оценочной функции в общей психологии
Страница 4

Исходным моментом обоснования сущности оценки в данной работе служат представления об оценивании как об особой форме психического отражения объективных отношений (в основном между субъектом и объектом) и об оценке как об отображении этих отношений в специфической форме.

В следующей главе, полностью посвященной этому вопросу, указывается на некоторые истоки такого понимания оценки, содержащиеся в философских работах, предлагается самостоятельный путь обоснования указанного понимания сущности оценивания и оценки, исходя из основных философских положений о «вещи», «свойстве» и «отношении» (см.2.2).

Здесь же укажем на результаты уже проведенного анализа, которые, со своей стороны, свидетельствуют в пользу представления об оценивании как отражении отношений и об оценке как форме отображения этих отношений.

Несмотря на неоднократно отмеченные выше неоднозначность и нечетность концептуальных представлений об оценке и самооценке можно выделить, пожалуй, самое общее, содержащееся в работах различных направлений и в различных психологических дисциплинах: это более или менее явное указание на то, что в основе когнитивной оценки лежит процесс сравнения (сопоставления) предмета оценки с каким-либо эквивалентным оценочным основанием (нормой, эталоном, стандартом и т.д.). «Сравнение» же и в философии, и в психологии однозначно понимается как мыслительный акт, посредством которого познаются именно отношения, а не свойства какой бы то ни было специфики [ 292, с. 182; 294, с. 650 ]. В БСЭ в статье о «сравнении» также отмечается, что «акт сравнения состоит в попарном сопоставлении объектов с целью выявления их отношений» [ 66, т. 24, ч. 1, с.353 ].

К этому нужно добавить, что базовое положение об оценке как форме отражения отношений согласуется с представлением об особом эмоциональном способе отражения отношений в форме эффективной оценки. Поскольку несмотря на известные разногласия и противоречия в понимании природы эмоций, по крайней мере в отечественной психологии, ядром большинства определений эмоций также является «отражение отношений»: «отражение отношений между .», «отражение отношений к .» или «выражение отношений» [ 77, с. 60-63; 81, с. 7; 204, с. 154; 239, с. 458 и др. ].

Понятно, что все это может служить лишь отправным моментом обоснования отмеченного понимания сущности оценки, но является достаточным, чтобы определить первую задачу данного исследования и первый пункт в постановке проблемы оценки как общепсихологической.

Вторым пунктом в такой постановке проблемы и второй основной задачей данной работы является анализ оценочной функции как многоуровневого и многокомпонентного системного образования, состоящего из оценочных явлений различных уровней обобщенности и природы, объединенных в общую функциональную структуру. В пределах такого анализа необходимо рассмотреть многие вопросы, связанные с системным пониманием оценочной функции. Например, о месте оценочного процесса среди других психических процессов и об участии некоторых из них в оценочном процессе; о составляющих «элементах» и структуре отдельного оценочного акта; об особенностях оценивания при эмоциональном и когнитивном способах; о процессуальных, устойчиво-интегративных и личностных оценочных явлений и т.д. Само содержание этих вопросов говорит о том, что системное изучение оценочной функции в далеко выходит за рамки исследования как отдельного оценочного акта (оценки), так и всего оценочного процесса.

Из содержащихся в предыдущем параграфе данных нетрудно заметить, что в различных психологических дисциплинах и различных направлениях исследований последовательно рассматриваются только отдельные виды оценок, которые, казалось бы, никак не связаны между собой. Единственная как-то организованная совокупность оценочных явлений была выявлена при изучении самооценки. Кроме процессуальных самооценок, предметом анализа в этой области исследования являются самооценки как устойчивые и личностные образования (см.1.2.). Однако даже в работах по самооценке вопрос о системе оценочных явлений никогда прежде специально не ставился и не обсуждался. Именно это, на наш взгляд, в наибольшей степени мешало осознанию проблемы оценки и оценочной функции в полном общепсихологическом масштабе [ 182 ].

В принципе она и не могла быть поставлена в таком ракурсе до внедрения в психологию системных представлений.

Следуя существующей в данной главе «традиции» обязательного обсуждения значений основных терминов и понятий, следует рассмотреть содержание термина «оценочная функция». Он уже неоднократно употреблялся и прежде, но без специальной характеристики в надежде, что его смысл понятен из контекста в тех местах, где было необходимо показать, что речь идет не только об оценке как отдельном акте или явлении и не только об отдельном оценочном процессе. Сейчас же настало время рассмотреть его более подробно, в том числе и потому, что входящий в его состав термин «функция» достаточно многозначен.

В принципе такое словосочетание как «оценочная функция» уже довольно давно употребляется в психологических и философских работах [123, с. 103; 200, с. 62 и др. ]. Однако использовалось оно скорее как обычное сочетание слов, необходимых для изложения, нежели как термин для обозначения особой функции психики и лежащей в ее основе особой системы оценочных явлений. Поэтому назначение его специально не обсуждалось, а смысл понимался исходя и из контекста. Кроме того, следует отметить, что в указанных выше работах имелась в виду оценочная функция только сознания, что ограничивало масштаба применения этого термина. Поскольку современной психологии известны формы протекания оценочного процесса на досознательном и внесознательном уровнях, есть смысл говорить об оценочной функции психики в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Протекание адаптационного периода у детей раннего возраста
Следует отметить, что проблема адаптации ребенка к ДОУ в раннем возрасте изучена явно недостаточно, имеющиеся в психологической литературе данные весьма немногочисленны, психологических исследований по этой теме очень мало. Эта ни чуть не менее значимая проблема, чем переход ребенка в школу и адаптации к ней, которая является предметом многочисленных исследований, остается без внимания психолого ...

Анализ полученных результатов
При написании мини-сочинений, мы попросили учащихся учитывать следующие показатели: пол учителя, его возраст, профессиональные данные (знание преподаваемого предмета, объективность выставления оценки, умение преподносить новый материал и другие), личностные качества (аккуратность, пунктуальность, ответственность). Проанализировав мини-сочинения учащихся, мы определили, что: 1. 10 % учащихся хот ...

Психологическое заключение и психологический диагноз
По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных – итоговое. Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности ...